Рост цен на бензин неизбежен?

фото pixabay.com | Рост цен на бензин неизбежен?
фото pixabay.com

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил ФАС, Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития до 30 марта представить в правительство предложения по установлению скидки к тарифу на перевозку железнодорожным транспортом топлива класса «Евро-5» на Дальний Восток. Об этом сообщается на сайте кабмина.

Кроме того, Козак поручил подготовить предложения по установлению надбавки к тарифу на транспортировку железнодорожным транспортом «внеклассовых» нефтепродуктов (дизельное топливо, автомобильный бензин) и топлива для реактивных двигателей, поставляемых на экспорт, при необходимости с механизмом их комбинирования.

Ведомствам также предписано предложить изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, предоставив приоритетный доступ к услугам перевозчикам нефтепродуктов при поставках в восточном направлении.

В документе отмечается, что Минэнерго и Минтрансу поручено до 1 июля представить в правительство согласованный баланс производства и поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом на территорию Дальневосточного федерального округа, учитывая планы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

31 марта заканчивается действие соглашения представителей вертикально интегрированных компаний (ВИНК) с Правительством РФ о сдерживании цен на бензин. В ноябре нефтяники, после ряда встреч с Дмитрием Козаком, Минэнерго и ФАС согласились сдерживать цены на моторное топливо из светлых нефтепродуктов. Согласно достигнутым договоренностям, нефтяные компании в качестве компенсации выпадающих доходов на внутреннем рынке могли получать обратный акциз в рамках разработанного правительством механизма демпфера.

В то же время рост цен на бензин и дизельное топливо (равномерно, в течение всего 2019 г.) был заложен правительством на уровне инфляции, спрогнозированной ЦБ РФ, которая не должна превысить 4,5%. В январе стоимость топлива увеличилась на 1,7% из-за запланированного с начала года увеличения НДС на 2 процентных пункта, до 20%.

В феврале 2019 г. средняя стоимость бензина за 1 л, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составила: АИ-92 – 41,79 руб.; АИ-95 – 45,07 руб. Стоимость дизельного топлива за 1 л составила 47,08 руб. (зимнее ДТ). К январю 2019 г. произошло снижение стоимости по всем видам данного моторного топлива на 0,19%, 0,16% и 0,15% соответственно.

Согласно планам правительства, механизмы должны были заработать только в конце февраля 2019 г., а с нефтяниками были заключены соглашения на три месяца, чтобы убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива. Принцип действия демпфера – в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.

Однако не все представители нефтяных компаний остались довольны таким решением, утверждая, что все-таки несут убытки. При этом Министерство финансов выступает против пересмотра демпфирующего механизма. На конец месяца запланирована встреча вице-премьера Дмитрия Козака для обсуждения с нефтяниками спорных вопросов. Все озвучивают страшную цифру убытков нефтяных компаний – 55 млрд., но ни одна компания не озвучила свои потери публично. Звучит цифра по  всей отрасли без подробностей. И на фоне прибылей нефтяных компаний эта сумма выглядит неубедительно.

По мнению Олега Чередниченко, доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова и эксперта Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Плеханова (ЦИПРЭ), под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, а это отразилось на привлекательности экспорта.

В то же время, по данным эксперта, первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута. «Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла начиная с 2010 г., притом что маневр начался в 2015 г. Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 г.», - отметил Олег Чередниченко. По его словам, в этой связи нефтяным компаниям так или иначе будет выгоднее заниматься производством светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка.

По мнению эксперта ЦИПРЭ, схема обратного акциза и демпфера, через которые правительство компенсирует потерю экспортной выручки, являются очень непростыми, и действительно не все представители нефтяной отрасли ими удовлетворены. «Вероятно, что нефтяные компании будут снова поднимать вопросы своих потерь, а предложения будут сводиться к тому же, к чему и раньше, – получить разрешения повышать цены на светлые нефтепродукты для внутреннего рынка до уровня экспортных индикаторов», - заключил Олег Череднеченко.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ