2019-04-02T08:17:13+10:00 2019-04-02T08:17:13+10:00

Выявлены слабые места администрирования НДС

Цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом. Об этом сообщила Счетная палата РФ, обнаружив в результате проведенной проверки несколько слабых мест в системе администрирования налога.

В частности, проверка показала, что после введения с 2014 г. обязанности электронной подачи декларации по НДС некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно представить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема — так называемый массовый подписант, когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1713 актуальных деклараций по НДС за 1055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 – уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация, уже с номером корректировки 1, принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности», — пояснил схему аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. И добавил, что в соответствии с действующим порядком, установленным налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на то, что налоговые органы часто не штрафуют руководителей и главных бухгалтеров компаний за предоставление декларации по НДС позже установленного срока – после 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причина – экономическая нецелесообразность: максимальная сумма штрафа – 500 руб., а затраты государства с учетом судебных издержек – 2,5 тыс. руб. 

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, ФНС собирается это исправить: «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств. «Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня – 0,86%», — отметил Даниил Егоров.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ