С лета текущего года повсеместно начнет внедряться маркировка различных товаров. Обязательной станет маркировка табачной продукции, духов и туалетной воды, шин и покрышек, предметов одежды, пальто, плащей и курток, постельного, столового, туалетного и кухонного белья, обуви, а также фотокамер. Базовые принципы, заложенные в модели, предусматривают в том числе идентификацию каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара, создание единого каталога товаров России. К чему это приведет, рассуждают адвокаты Кожушко А. Ю. и Береговский В. Ю.:
- Маркировка продукции — это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре. Официальное наименование кодов — контрольные идентификационные знаки (КИЗ). Минэкономразвития планирует внедрить маркировку каждой единицы выпускаемой продукции к 2024 г.
Положительный эффект от данного мероприятия имеется. Так, государство значительно пополнит бюджет: введение обязательной маркировки позволит контролировать оборот, с которого предприниматели платят налоги. За счет ликвидации теневого рынка вырастут обороты легальной продукции. Рынок очистится от мелкого, неконкурентоспособного, полулегального бизнеса. Произойдет сокращение «черного» и «серого» рынка, увеличится производительность труда, будет налажена оптимизация системы контроля товарных рынков. Рынок станет более прозрачным и контролируемым.
Обязательная маркировка положительно скажется и на потребителях, поскольку защитит их от подделок и контрафакта, а значит, улучшит защиту жизни и здоровья. Качество потребляемой продукции значительно вырастет. Расширятся возможности контроля покупателей за качеством этой продукции. Данная государственная программа вселяет в потребителей уверенность в приобретении легальной и качественной продукции, что в конечном итоге отразится на общем благополучии населения.
Однако такое нововведение затронет покупателя и с иной стороны, поскольку все расходы по маркировке продукции будут отнесены на затраты и включены в стоимость единицы товара. То есть цены на товары возрастут по сравнению с предыдущими. Система маркировки — общенациональный проект, в котором предполагается участие самого широкого спектра предприятий, вовлеченных в оборот маркируемой продукции. К числу участников такого оборота относятся:
- производители и импортеры маркируемой продукции;
- розничные продавцы маркируемой продукции, закупающие продукцию напрямую у производителей и импортеров либо при посредничестве оптовиков;
- оптовики, закупающие продукцию у различных поставщиков (производителей и импортеров, других оптовиков) для дальнейшей дистрибуции.
Поэтому стоимость отпускаемой единицы продукции будет неизменно увеличиваться на каждом этапе: производителем, поставщиком, оптовиком, розничным торговцем. По утверждению министра промышленности и торговли, обязательная маркировка не повлияет на цены товаров, поскольку метки производятся массово и стоят около 22 руб. за штуку. Но все бремя ответственности и обязательств в этом процессе, безусловно, ложится на плечи производителей, поставщиков и продавцов, требующих значительных материальных и временных вложений.
Так, для продажи маркированных товаров все участники торговой цепочки должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак». Далее при продаже маркированной продукции поставщики, оптовые покупатели и розничные магазины обязаны вносить в систему «Честный знак» каждую накладную с указанием контрагента, перечня проданных/приобретенных товаров и их индивидуальных кодов. Эта работа довольно трудоемкая, поэтому у предпринимателей появляется дополнительный мотив автоматизировать торговлю, установив программу складского учета, что сопровождается дополнительными расходами.
Что касается конечных продаж потребителю, то их отслеживание происходит автоматически через ОФД (оператора фискальных данных). Уникальный код изделия фиксируется в чеке, передается ОФД, который затем регистрирует продажу конкретного изделия в системе «Честный знак». На этом путь маркированного товара заканчивается.
Основные затраты от внедрения этой технологии понесут производители, потому что минимальная стоимость оборудования для конвейерного нанесения знаков на упаковку начинается от 3–5 млн руб. А общие инвестиции в дополнительное оборудование для крупного фармацевтического предприятия составляют 100–200 млн руб. В результате мелкие импортеры и изготовители могут попросту уйти с рынка.
Оптовикам, поставщикам и супермаркетам придется зарегистрировать усиленную квалифицированную электронную подпись, обновить программное обеспечение для расшифровки штрихкодов, докупить сканеры штрихкодов и онлайн-кассы. Для предпринимателей — обязательное использование при продаже маркированных товаров программы складского учета. Это все является возможностью для качественного роста бизнеса и повышения квалификации кадрового состава, хотя и приведет к увеличению суммы издержек.
Безусловно, любые нововведения в бизнесе ведут к росту и развитию и не всегда легки и приятны, но зачастую неизбежны. Протестированные пилотные проекты, запущенные по стране в 2018 г., привели к первым выводам. Например, глава ФНС подтвердил, что налогов в казну поступать стало больше, но не настолько, как планировалось. В связи с чем будут вноситься изменения в налоговое законодательство. Даже обсуждается вопрос об ограничении применения льготной системы налогообложения. Как и то, что ввиду достаточно серьезной стоимости метки и ей сопутствующих условий в ближайшем будущем обязательные метки будут стоять не на всех товарах. Экономически нецелесообразно метить товары, стоимость которых начинается с 3000 руб.
Обязательная маркировка товаров влечет за собой изменение существенных бизнес-процессов, отвечающих за приемку, хранение и реализацию товара, а это требует скорейшего производства и распространения/приобретения считывающего и программного оборудования, настройки оборудования. Оборудование для нанесения индивидуальных кодов на каждую единицу товара разрабатывают пока что только структуры Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Новые технологии неспешно внедряются с участием заинтересованных предприятий. Эта программа долгосрочная, поэтому всем заинтересованным лицам выгодно тестировать программы и оборудование заранее. Это обеспечивает им возможность избежать негативных последствий при эксплуатации системы в будущем. Однако есть реальная экономическая необходимость поэтапного введения общегосударственной программы в жизнь.