2019-06-18T14:38:23+10:00 2019-06-18T14:38:23+10:00

«Сюда лучше не лезть»: люди, которые дают советы чиновникам

Людей, которые выступают посредниками между бизнесом и государством, отстаивая интересы первого, в Приморье немало. Крупные компании, как правило, имеют в аппарате GR-специалиста, другие по мере потребности используют внештатных лоббистов. В нынешней политэкономической ситуации по старинке работать уже не получается — бизнесу надо выстраивать отношения с властью максимально грамотно.

Мастера коммуникации

«GR (Government Relations) — часть общего менеджмента компании, многоаспектная деятельность, направленная на выстраивание долгосрочных отношений с органами власти, — объясняет преподаватель программы «Экономическая политология» РАНХиГС при президенте Петр Ханас, называющий себя «одним из первых джиарщиков на Дальнем Востоке». — Government Relations работает там, где есть крупный и развитый средний бизнес. Сегодня это динамично развивающаяся отрасль консультирования, есть целые GR-клубы в Москве и Петербурге. В Приморье на позициях GR-менеджеров разных уровней работают люди в компаниях, связанных с нефтегазовым бизнесом, фармакологией, лесной, рыбной отраслями. В принципе, все крупные региональные компании, компании федерального уровня, включая госкорпорации, имеют в своей структуре отделы по работе с органами власти или региональные представительства этих подразделений. В них работают не только специалисты по GR, но и помогающие в работе юристы, журналисты и т. д. По сути, GR является более узкой сферой PR, где объектом воздействия является не в целом общество, а лишь власть».

Работу GR-специалистов в крупных компаниях можно разделить на три взаимосвязанных блока: межличностные коммуникации с представителями органов власти, мониторинг и анализ ситуации, официальная и неофициальная переписка с органами власти. В большей степени, учитывая российскую специфику, GR ориентирован на работу с исполнительными органами власти, но в некоторых случаях выстраивают взаимодействие «по всему спектру», включая законодателей, профсоюзы, общественные организации. Основная задача GR-менеджера — предвидеть вероятные проблемы и потенциальные возможности со стороны органов власти и вовремя информировать руководство. Джиарщик обязательно должен учитывать политические реалии — вовремя посоветовать начальству, что «сюда лучше не лезть».

Но специалисты по GR, конечно, не всемогущи, лишь решают проблемы коммуникаций, предотвращают риски общего управления компанией и внешнего воздействия на бизнес.

Время перемен

«Успешный GR подразумевает реализацию интересов обеих сторон, — говорит политолог Андрей Кудисов. — Естественно, сегодня для местных компаний важно выстроить взаимоотношения с «белым домом». А что он готов предложить? Местечковые планы в паре районов Приморья либо решения, которые позволяют продвигать приморскую продукцию в другие регионы, за рубеж? Понятно, предпочтение будет оказываться бизнесу, который имеет стратегическое видение развития региона и страны. Если ты считаешь, что «я крутой бизнесмен и у меня все хорошо», что же — оставайся «хорошим бизнесменом».

GR-ресурс местных компаний слабее московского бизнеса. А губернаторы поставлены в условия, когда критериями их деятельности является в том числе привлечение инвестиций. Они либо не верят в региональный бизнес, либо по другим причинам отдают предпочтение более сильным игрокам».

«К сожалению, бизнес в Приморье задумывается о GR-деятельности только тогда, когда у него возникают проблемы, — сетует Петр Ханас. — Нет системной работы, руководители хотят решить вопросы по-быстренькому и задешево. Да и добросовестных кадров в отрасли мало. Между тем как GR-деятельность основана на доверии между руководителем бизнеса (собственником) и джиарщиком».

Не стоит путать

Термины «лоббизм» и GR часто используют как синонимы: и в том, и в другом случае речь идет о людях, которые выступают посредниками между бизнесом и государством, отстаивая интересы первого.

«Зачастую джиарщик вынужден заниматься лоббированием, но не стоит путать, — поясняет Петр Ханас. — Специалист по GR выстраивает взаимодействие с властью комплексно, а лоббист решает конкретную задачу».

Про лоббизм существует два подхода. В соответствии с первым под лоббизмом понимается деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления, в том числе политических, по отстаиванию своих интересов. Здесь лоббистами могут считаться и представители власти, депутаты, губернаторы и т. д. По второму лоббизм — действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями госорганов с целью добиться принятия (или непринятия) решений в соответствии с интересами этих организаций.

«В российской практике лучшими GR-менеджерами и лоббистами являются собственники и руководители бизнеса, — говорит Петр Ханас. — Региональное лоббирование имеет свою специфику, в основном связанную с законодательными инициативами. Все депутаты ЗС ПК, владельцы и управляющие бизнесами являются лоббистами своих предприятий».

Формально лоббизма в России нет. Это понятие не закреплено в законах, а соответствующая деятельность никак специально не регулируется, хотя ее существование признается на самых «верхах». «В целом диалог между бизнесом и властью выстроен в России плохо. Дело в том, что в этом процессе заинтересована только первая сторона, нет должной мотивации и компетенции среди чиновничьего аппарата, — считает Петр Ханас. — Президент говорит о том, что Сибирь и Дальний Восток являются приоритетом развития и госполитики, а компания с государственным капиталом Сбербанк продолжает банкротить региональные бизнесы в угоду мнимой выгоде. На стороне Сбербанка стоят все силовые структуры и суды. Кто сможет решить этот вопрос? Только президент — вот и весь GR и лоббирование. Нужен ли закон о лоббизме бизнесу? Нужен, как и новый закон о государственной службе. В России неоправданно закрытая власть, прежде всего региональная. Человек, который знает расписание чиновника, его контакты и планы работы, всемогущ».

КОММЕНТАРИЙ
Алексей Тимченко, председатель приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Что важно понимать, если мы говорим о лоббизме? Работа в интересах более качественного ведения бизнеса — задача не только самого предпринимателя, она стоит и перед государством, и перед профессиональным сообществом. Поддержка предпринимательства дает такие эффекты, как стратегическое наполнение бюджета, развитие отраслей, создание рабочих мест, модернизация и повышение конкурентоспособности экономики, привлечение инвестиций и так далее.

При этом органы власти не всегда самостоятельно могут полностью оценить законы, регламенты, решения, которые принимают, в том числе с точки зрения их работы и влияния. Обычно для этого привлекаются представители бизнес-ассоциаций, эксперты в тех или иных областях, чтобы дать оценку регулирующего воздействия — как изменения в документах влияют или повлияют в будущем на предпринимательский климат. Есть еще и оценка деятельности конкретных органов власти на местах.

Мы периодически работаем над регламентами по сокращению сроков подключения, проверок, получения разрешений на строительство, предоставления технических условий, согласований и прочих госуслуг. В этих рамках лоббизм интересов бизнеса, конечно же, нужен, потому что «Деловая Россия» отстаивает интересы всех предпринимателей. Вообще в западной практике лоббист — это официальный специалист, типа адвоката, к примеру, который в разных инстанциях защищает интересы клиентов. В этом смысле мы работаем как раз по западным канонам. К примеру, мы считаем, что государственным структурам следует стремиться выдавать все документы как можно быстрее, поскольку срок, указанный в регламентах, — предельный, и мы всячески заостряем на таких аспектах внимание. В этом случае отстаивание интереса бизнеса — важно, и это как раз пример лоббизма. Хотя, с моей точки зрения, не суть важно, «лоббизмом» называть такую работу или нет. Главное, чтобы в Приморском крае было выгодно, комфортно, удобно заниматься предпринимательством, и тем самым регион бы активнее развивался».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ