Банк России анонсировал формирование системы индивидуального кредитного рейтинга заемщика, сообщает KONKURENT.RU.
«Индивидуальный рейтинг рассчитывается Бюро кредитных историй (БКИ), которое это делают на основе собственных оценочных методик и информации, входящей в кредитную историю. Индивидуальный рейтинг может быть представлен по запросу самого гражданина – субъекта кредитной истории, а также настоящего или потенциального заимодавца. В то же время оказание услуги по расчету индивидуального рейтинга не является для БКИ обязательным», - говорится в пресс-релизе ЦБ.
В специально подготовленном консультативном докладе ЦБ отмечает, что в настоящее время кредиторы находятся в более привилегированном положении, поскольку систематически занимаются риск-менеджментом и получают методологическую поддержку по ряду обозначенных вопросов от Банка России в виде разъяснений, информационных писем и рекомендаций.
«Банк России полагает целесообразным доводить до сведения граждан именно показатель их индивидуального рейтинга в качестве «первой точки контакта». В случае нахождения рейтинга отдельного гражданина на неудовлетворительном уровне им может быть запрошена остальная часть кредитной истории и проведен более подробный анализ, почему рейтинг имеет именно такой уровень и что можно сделать, чтобы его исправить», - подчеркивается в докладе.
Есть и другие точки соприкосновения. По мнению ЦБ, потенциальные кредиторы, обладающие на законных основаниях персональными данными клиентов, не могут сделать в достаточной мере персонифицированное предложение, поскольку должны получить дополнительное согласие на ознакомление с его кредитной историей. В этом смысле возможность получения индивидуального рейтинга банком (или микрофинансовой организацией) вместе с информационной частью кредитной истории должна облегчить процесс одобрения кредита на основании такого рейтинга и сократить недовольство граждан, которые обратились за предварительно одобренным кредитом и получили отказ.
«С точки зрения процесса кредитования, когда в условиях жесткой конкуренции за клиента кредитная (микрофинансовая) организация вынуждена принимать решение в течение нескольких секунд, представляется затруднительным в онлайн-режиме запрашивать и обрабатывать данные конкретного физического лица, например, из социальных сетей, поскольку необходимо получить и обработать несколько сотен мегабайт информации, в том числе неструктурированной, - уверены в ЦБ. - Поскольку количество обрабатываемых кредитных заявок в день исчисляется десятками и тысячами, оптимальным вариантом для пользователя кредитной информации является использование именно скорингового балла, рассчитанного Бюро кредитных историй (один источник получения информации, скоринговый балл – это несколько байт информации). Таким образом, мы видим большой потенциал развития индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории».