2019-07-19T13:35:31+10:00 2019-07-19T13:35:31+10:00

В России созревает закон об административном преследовании зарубежных компаний

Госдума с оглядкой на президентский нацплан одобрила в первом чтении законопроект об увеличении срока административного расследования (с двух месяцев до года) фактов незаконного вознаграждения от имени иностранных юридических лиц (ст. 19.28 КоАП).

«Иностранные бизнесмены весьма разборчивы в выборе посредников, улаживающих возникающие у них проблемы с помощью взяток. Да и обращаются они, скорее всего, только к проверенным чиновникам, которых мало кто осмелится взять в оборот. Об этом свидетельствуют результаты американских расследований фактов деловой коррупции по закону FCPA, в которых фигурируют министерские чиновники из России», - рассказал KONKURENT.RU Александр Сухаренко, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток), независимый актикоррупционный эксперт.

В настоящее время коррупционное поле зачищают от российских компаний. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в минувшем году по ст. 19.28 КоАП было оштрафовано 471 юрлицо (в 2017 г. — 477), из которых лишь 46 (48) – за незаконное вознаграждение в крупном (1 млн руб.) и особо крупном (25 млн руб.) размерах. Иностранцев среди них не оказалось. В отличие от 2017 г., судьи не применяли конфискацию имущества (ранее эта мера наказания использовалась ими 20 раз). Что касается взыскиваемости наложенных штрафов по вступившим в законную силу судебным решениям, то она по-прежнему хромает: из 295,4 млн руб. было взыскано лишь 63,9 млн. В 2017 г. расклад был не лучше: 270,2 млн против 54,9 млн руб.

Прокуратура надеется изменить сложившуюся ситуацию с помощью прошлогодних поправок, позволяющих арестовать через суд имущество компаний в обеспечительных целях (ст. 27.20 КоАП). Помимо этого, они уповают на деятельное раскаяние уличенных юрлиц, которых, согласно примечанию к ст. 19.28 КоАП, могут освободить от ответственности за активную помощь, а также если у них взятку вымогали.

«Вообще же иностранцы не так часто оказываются на скамье подсудимых за взяточничество (по ст. 290-291 УК). За минувший год за дачу взяток было осуждено 209 граждан СНГ и 59 выходцев из других стран. Годом ранее таковых набралось 182 и 72 человека соответственно. Что касается коррупционного посредничества (ст. 291.1) и мелкого взяточничества (ст. 291.2), то и здесь несколько иной расклад. Так, если  иноземных посредников в целом было осуждено всего 8 человек (в 2017 г. — 10), то мелких взяточников – уже 857 (778). В основном ими были выходцы из СНГ, реже — других стран. Последних обычно приговаривают к кратному штрафу, нежели к лишению свободы», — сообщил Александр Сухаренко.

По его словам, среди иностранных мздоимцев все чаще оказываются китайские бизнесмены, которые давно приноровились к российской действительности. «Причем на их подношениях все чаще «горят» таможенники и полицейские. Так, в июне Забайкальский райсуд приговорил к условным срокам заключения и крупным штрафам двух экс-полицейских поселка Забайкальск, которые за взятку в 50 тыс. рублей вернули гражданину Китая четыре незаконно приобретенных золотых слитка», — рассказал эксперт.

Однако не все силовики столь лояльны. Недавно Минусинский горсуд приступил к рассмотрению уголовного дела китайского бизнесмена, предлагавшего взятку в 1,5 млн руб. сотруднику красноярского УФСБ за отказ от проверки миграционных документов у работников принадлежащих ему лесопилок. А вот Новгородский райсуд отправил на 7 лет в колонию строгого режима его соотечественника, попытавшегося за 300 тыс. руб. замять уголовное дело россиянки о торговле контрафактным ширпотребом.

Александр Сухаренко: «Что касается международного антикоррупционного сотрудничества России по административным делам… Допускаю некоторый прогресс лишь в части государств Содружества. С ними налажен хоть какой-то адекватный документооборот и есть координационные структуры. С остальными странами мира, чьи компании могут быть уличены в коррупции, дела обстоят куда сложнее: корпоративная и финансовая информация ими зачастую не разглашается, если речь не идет об уголовном преследовании. А в условиях внешнеполитических разногласий, зачастую выходящих нам боком, российские запросы о правовой помощи могут и вовсе остаться без ответа. 

Как установила в ходе прошлогоднего исследования «Exporting Corruption — Progress report 2018: assessing enforcement of the OECD Anti-Bribery Convention» неправительственная организация Transparency International, только семь из 44 стран, являющихся ведущими экспортерами на планете, пресекают деятельность бизнесменов, предлагающих взятки зарубежным чиновникам в обмен на выгодные сделки. В 22 странах, среди которых оказались Россия с Китаем, предпринимаются нулевые усилия по борьбе с коррупцией среди экспортеров. И это несмотря на ратификацию в 2012 г. Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), которая обязывает присоединившиеся государства активно бороться с деловой коррупцией».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ