2019-10-22T11:20:44+10:00 2019-10-22T11:20:44+10:00

Предпринимателям обрезают сотки

Фокино может стать очередной «горячей точкой» в Приморье

В ЗАТО Фокино разгорается скандал. Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края инициировал изъятие для государственных нужд ряда земельных участков, активно используемых местным бизнесом. Пиар-цель — реконструкция мостового перехода через реку Падь Подсобная и строительство чуть ли не хайвея в городе с 23-тысячным населением. В столкновении разума и чиновничества в современной России чаще всего побеждает последнее. Потому что оно всегда при делах и никогда не отвечает ни за один свой провал. Но в этот раз все может привести к большому социальному взрыву.

Казалось бы, сама жизнь подталкивает к резкой смене экономического курса, к решительному переходу на конкурентную модель. И для общества такой подход был бы наилучшим: чем сильнее конкуренция, тем выше цена, которую можно получить в виде рентных платежей в местные бюджеты. Но в Приморье в отдельных случаях общественный интерес вступает в противоречие с частным интересом бюрократии.

И вот в Фокино пока еще не война, но мирный процесс уже похоронен. Утрясти ситуацию не удалось ни в кулуарах, ни на публичных совещаниях. Предмет раздора — реконструкция мостового перехода и превращение его в грандиозное сооружение с пятью полосами движения. Справедливости ради: мост аварийный, действительно требующий реконструкции. Это понимают все стороны. Но не слишком ли большой размах? Во-первых, мало кто поверит, что Фокино дожило до столь масштабных объемов грузопотоков. Во-вторых, скоростная четырехполосная автомагистраль Владивосток — Находка, согласно проекту, пройдет северо-восточнее г. Фокино. В-третьих, под грандиозные планы власти намерены «обрезать» у бизнеса земельные участки.

Под административно-мостовой каток попали владельцы бизнеса, в том числе «Фреш 25», «Военторг», автовокзал, заправочная станция. В судебный бой реально вступил пока только один — ТЦ «Меридиан», на минутку, единственный объект такого рода в ЗАТО. Дающий ни много ни мало работу сотням предпринимателем и их сотрудникам.

«Планируется изъятие 998 кв. м земли на участке под ТЦ «Меридиан», в месте, где расположена его парковка. Построенное только два года назад здание ТЦ «Меридиан» располагается в центре г.?Фокино, рядом с автовокзалом, в 150 м от моста, является значимым экономическим и социальным объектом не только для жителей города и окрестностей, но и для гостей ЗАТО, следующих по автомобильной трассе», — объяснил соинвестор ТЦ Виталий Дубовой.

«Парковка круглосуточного освещения была обустроена согласно проекту застройки с непосредственным заездом с дороги, полосой разгона, необходимыми знаками. В случае изъятия земли произойдет катастрофическое уменьшение паркинга, здание не будет иметь достаточно парковочных мест, необходимых с точки зрения законодательства (их станет в 2,5 раза меньше нормативов, установленных Думой Фокино). Единственный комфортный и современный торговый центр города, в который удобно и приходить, и приезжать, потеряет коммерческую привлекательность. Серьезные инвестиции в проект будут безвозвратно потеряны», — уверен другой соинвестор ТЦ Вячеслав Трегубов.

Вразрез с законом

Со всех экранов мы слышим про привлечение инвестиций, создание благоприятного климата для предпринимателей. Президент, правительство, законодатели реально обеспокоены деловым климатом, создано много структур для обеспечения простоты ведения бизнеса и его защиты. Но в реалиях при наступлении проблем предприниматель остается один на один с чиновниками и надеется только на себя.

Право частной собственности, как известно, охраняется Конституцией: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда». Там же оговаривается, что «принудительное отчуждение имущества для госнужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». А что с муниципальной землей, сданной в аренду?

Вячеслав Трегубов уверен, что законные основания для изъятия участков отсутствуют. Во-первых, арендаторы не могли в отведенные законом сроки ознакомиться с проектом планировки территории и документацией по межеванию, ввиду их отсутствия в открытых источниках. А значит, было нарушено право на обжалование решения об изъятии, искусственно созданы административные барьеры. Во-вторых, в открытых источниках отсутствуют документы, которые подтверждают, что проект планировки территории согласован с администрацией Фокино, а ЗАТО, в свою очередь, согласовало проект с Минобороны (что обязательно). В-третьих, спорный участок находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Для осуществления реконструкции на данной территории требуется внесение изменений в документацию терпланирования и градостроительного зонирования, чего, как следует из открытых источников, не было сделано.

Наконец, п. 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено: изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. По основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов, как автомобильные дороги, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции. «Фактически запланированная реконструкция автомобильной дороги не влечет за собой изменение класса, категории и первоначально установленных показателей функционирования (мощности, грузоподъемности и других), при котором требуется изменение границ полос отвода или охранных зон таких объектов. Да и в самом техзадании на разработку проектной документации речь идет о «реконструкции мостового перехода» через Падь Подсобную, а не о «реконструкции автодороги», — указывает, в свою очередь, Виталий Дубовой.

Бутылочное горлышко

По каким критериям и чем обоснован избранный департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края именно такой вариант трассы, при котором существует «исключительная необходимость» проводить изъятие земельных участков? Разумный ответ на данный вопрос со стороны власти отсутствует. Зато бизнес нашел его — обоснований просто не может быть. Так как есть альтернативный вариант.

Ученые ведущего проектного института Приморья «Приморгражданпроект» сравнили возможности Фокино и планы дорожного департамента Приморья и пришли для последнего к неутешительному выводу. Оказывается, на участке автомобильной дороги регионального значения Артем — Находка — порт Восточный, в районе пересечения с ул. Клубной и пешеходным участком (продолжение ул. Мищенко), необоснованно завышено количество полос движения в сторону Владивостока.

«При выезде с ул. Клубной при включении разрешающего сигнала светофора движение транспорта по основной дороге будет полностью блокироваться светофором либо будет продолжаться по дополнительной секции светофора. Соответственно, дополнительная полоса для заезжающих на основную дорогу не нужна. При необходимости поворота на Клубную, при повороте с основного направления движения в сторону Владивостока, двух полос достаточно для обеспечения основного транзитного движения транспорта на Владивосток и дополнительной полосы накопления на Клубную. При этом поворот направо, на ул. Клубную, при движении в сторону Находки может осуществляться на постоянной основе, без задержки транзитного движения», — считают в «Приморгражданпроекте».

Дальше — больше. В проекте департамента не предусмотрено постоянного двухполосного движения в сторону Находки, а в районе домов № 15 и 17 и вовсе созданы предпосылки для постоянного скопления транспорта, поскольку на данном участке выполнено сужение проезжей части по типу бутылочного горлышка — до одной полосы, при наличии возможности организации четырех полос движения в поперечном сечении. В откорректированном ПГП варианте на всем протяжении движения предусматривается по две полосы движения в каждом направлении, сохраняется территория существующих парковок, благоустройства при правильной и безопасной организации дорожного движения, а также предполагается существенное уменьшение бюджета строительства.

Мосты и дороги

Можно уже привыкнуть, что решения по оптимизации транспортных потоков в Приморье зачастую принимаются без учета реальной нагрузки на дорожную сеть. Хороший пример — соседний с Фокино Большой Камень, где несколько лет назад въезд и выезд из города разделили по двум проезжим частям. Удобства водителям в принципе это нисколько не добавило, зато жителям близлежащих кварталов сейчас неудобно разворачиваться.

В целом счет мостам, требующим в Приморье восстановления, идет на сотни. Значит, тем круче будут повороты и тем неожиданнее зигзаги? И во сколько это обойдется бюджету Приморья? Пока результаты оценки изымаемых у предпринимателей Фокино земельных участков отсутствуют, не определен и размер денежного возмещения. Ясно одно: предприниматели, теряющие свой бизнес, не будут сидеть сложа руки. Целый ряд обращений направлен в краевую прокуратуру, администрацию ЗАТО г. Фокино, краевому бизнес-омбудсмену. А сотни чиновников, контролеров и надзирателей, ратующих за проект, жаждут освоения на «припарки» такой проектной экономики, которая серьезно больна и уже даже, кажется, совсем не потеет.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ