2020-02-07T07:11:18+10:00 2020-02-07T07:11:18+10:00

Аудит года: что натворило правительство Медведева

фото: premier.gov.ru |  Аудит года: что натворило правительство Медведева
фото: premier.gov.ru

Счетная палата РФ подключилась к процессу разъяснения причин перестройки и смены правительства. Версия аудиторов заключается в том, что кабмин Дмитрия Медведева провалил работу по управлению страной, что и можно считать причиной критического состояния экономики, соцполитики и ситуации с доходами россиян, сообщает  KONKURENT.RU.

Работа федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в России неэффективна и разбалансирована: стратегические документы министерств и ведомств противоречат друг другу, не связаны с показателями нацпроектов и госпрограмм, а службы внутреннего аудита отличаются низкой компетентностью кадров, констатирует СП в отчете.

Из 525 показателей национальных и федеральных проектов и федеральных проектов только 289 включены в планы деятельности на 2019-2024 гг. По государственным программам результат еще хуже: из 1263 целевых показателей в планах деятельности ФОИВ фигурируют лишь 326.

Четыре из девяти федеральных министерств составили планы работы на 2019-2024 гг., которые не соответствуют планам их же подведомственных структур (федеральных служб и агентств). У 13 из 53 органов исполнительной власти в принципе отсутствует система мониторинга реализации целей. Из примерно тысячи заложенных в планы индикаторов почти половина является фикцией, так как не имеет количественных значений.

Ни один из утвержденных планов деятельности ведомств на 2019-2024 гг. не отвечает требованиям правительства, считает Счетная палата. Стратегические документы предыдущих лет игнорируются и тонут в бюрократическом хаосе: в 2017-2018 гг. ни одно министерство, федеральное агентство или служба не смогло выполнить все заложенные цели.

Чемпионат абсурда с большим отрывом выиграли Минэкономразвития и Минстрой: больше 40% целевых показателей, заложенных в их планы, оказалось невозможно оценить просто потому, что нужная статистика к отчетным датам отсутствует. Службы внутреннего финансового аудита, которые должны оценивать эффективность бюджетных расходов, отличаются нехваткой кадров и низким уровнем их подготовки. В 2017 г. ФОИВ провалили 22,9% целей, в 2018 г. - 22,8%, при этом каждый год больше 100 индикаторов оставались в «серой зоне» - без конкретных цифр. В результате создаются «условия для ухода от ответственности за недостижение целей социально-экономического развития», делает вывод Счетная палата.

Татьяна Блинова, аудитор Счетной палаты: «Планы госорганов не коррелируют с документами стратегического планирования и нацпроектами. В планы деятельности органов власти на 2019–2024 гг. включено только 26% показателей действующих государственных программ и 55% показателей федеральных и национальных проектов. То есть достаточно много показателей, которых мы должны были бы достигнуть и которые характеризуют, как меняется качество жизни граждан, просто выпали из планов. Как же тогда национальные цели могут быть достигнуты?

Отвечает за план деятельности тот федеральный орган исполнительной власти, который его разрабатывает. То есть если вы отвечаете за национальный проект, то и показатели из этого нацпроекта должны быть включены в план вашей деятельности. Тут сразу же всплывает проблема нормативного регулирования. У нас одно министерство может спланировать себе, например, 200 показателей, а другое – только 10. Количество показателей, которые должны отражать изменения в той или иной сфере, правительством не регламентировано. Качество показателей можно оценить?

В некоторых планах есть и такие показатели, которые ведомства уже достигли, и те, что не меняются в течение всего срока выполнения госпрограммы. Например, у Минсельхоза заложено в плане потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах в 2020–2024 гг. на уровне 23,7 кг на душу населения. А в планах Минэкономразвития предполагается, что из года в год уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг будет составлять 90%. Или Минобрнауки планировало, что из года в год будет 20% высших учебных заведений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все это «спящие» показатели, которые никак не влияют на ситуацию. Но ведь часто важно сохранить какой-то достигнутый уровень, чтобы он не снижался? Если вы прикладываете определенные усилия, то должна быть прогрессивная динамика. При планировании деятельности необходимо вовлекать разные ресурсы, чтобы повысить эффективность. Потому мы исходим из того, что таких линейных показателей не должно быть».

Напомним, план, утвержденный правительством в мае прошлого года, требует к 2024 г. остановить естественную убыль населения, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, снизить вдвое бедность (с 12,9 до 6,6%) и добиться роста реальных доходов граждан на 2,4% в год. Согласно плану, через пять лет 5 млн семей ежегодно должны улучшать жилищные условия, каждое второе предприятие - осуществлять технические инновации с ростом доли цифровой экономики до 5,1% ВВП.

Объемы несырьевого неэнергетического экспорта нужно нарастить почти в 1,5 раза - до 350 млрд долларов в год. Экономика при этом должна уже со следующего года расти быстрее мировой (на 3,1-3,3% в год), а к 2024-му - выйти на пятое место в мире по объему ВВП.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ