Неопределенности в формулировках могут привести к сотням новых уголовных дел против предпринимателей. Такие опасения выразил уполномоченный по защите прав предпринимателей России Борис Титов в письме к премьер-министру Михаилу Мишустину.
Картельный пакет законопроектов был внесен в правительство в начале декабря 2019 г. Они корректируют Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменения предусматривают усиление уголовной ответственности за сговоры на торгах, а также за участие в картеле для акционеров и членов коллегиальных органов и директоров компаний. Закрепляется возможность передачи в антимонопольный орган результатов оперативно-разыскной деятельности и введение альтернативной подследственности по уголовным делам о картелях. С целью введения дополнительных мер общей и частной превенции картелей вводится реестр участников картелей.
При размещении заказчиком извещения об осуществлении закупки предусмотрено предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, антимонопольного законодательства и антикоррупционного законодательства. Вводится специальный штраф за воспрепятствование проверкам, проводимым антимонопольным органом.
В письме, на которое ссылается РИА «Новости», Борис Титов указывает, что российский бизнес в целом положительно оценивает совершенствование законодательства в сфере картелей, но при этом законопроекты несут существенные риски необоснованного ограничения прав и свобод предпринимателей.
Читайте также:
«Поскольку именно размер ущерба в настоящее время отделяет преступление от административного правонарушения, новая трактовка приведет к тому, что под уголовную ответственность попадут сотни предпринимателей, при этом порог крупного и особо крупного дохода будет преодолеваться намного проще, а это уже тяжкое преступление со сроком до шести лет лишения свободы», – предупреждает Титов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту ФАС, количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за картельные соглашения, в последние годы колеблется от 1200 до 1800 ежегодно. При этом уголовные дела и приговоры по ст. 178 УК (об ограничении конкуренции) почти отсутствуют, указывает бизнес-омбудсмен.
У Титова возникли претензии и к законопроекту, который предлагает наделить ФАС дополнительными процессуальными полномочиями. По мнению уполномоченного, документ не предусматривает гарантий соблюдения прав бизнеса.