2020-03-13T15:31:42+10:00 2020-03-13T15:31:42+10:00

Древние храмы Владивостока. От потерянного консула до лютеран

фото: предоставил Ю. Уфимцев |  Древние храмы Владивостока. От потерянного консула до лютеран
фото: предоставил Ю. Уфимцев

30 августа 1910 г., в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, недалеко от архиерейского подворья с храмом священномученика Евсевия Самосатского на Седанке над могильным склепом русского консула, инициатора создания в 1896 г. русской концессии в Ханькоу (ныне — Ухань, КНР) Ваховича был заложен каменный храм-часовня.

В советское время во время разрушения архиерейского подворья на Седанке Александро-Невская часовня пострадала первой — из нее были выброшены надгробные плиты Ваховича, сбит купол. В 1930–1931 гг. была разрушена ее шатровая крыша и часть алтарной стены. Долгое время полуразрушенный храм пустовал. В 1960-х в храме был жилой дом.

О теле, плитах и могиле Ваховича ничего не известно до сих пор. О самом Ваховиче известно больше.

Отец и транснациональный нахлебник

Он родился в семье священника в Белоруссии в 1858 г. Окончив университет в Петербурге, поступил на дипломатическую службу в 1882 г. Был переводчиком в Монголии и Пекине. В 1894 г. у него в Нагасаки от 16-летней японки Кэйко родился сын. Мать умерла при родах. Японская родня оставила внука на воспитание, а сам Вахович уехал в Ханькоу на должность русского консула.

Ханькоу в то время был центром сосредоточения иностранных торговцев чаем в Китае. Европейцы проживали в своих концессиях — отделенных охраняемых кварталах со своими законами. Русская община такой концессии не имела, и Вахович предпринял массу усилий, чтобы она появилась. В 1896 г. согласие на создание русской концессии было им у китайских властей получено. И уже в начале 1897 г. Вахович приступил к строительству набережной, получившей название Николаевской.

Русская концессия в Ханькоу стала центром чаеторговли с континентальной Россией.

В 1902 г. к отцу приехал подросший сын. Проживали они на съемной квартире у польки Доманской, с которой Вахович находился в гражданском браке. Церковь относилась к такому сожительству с неодобрением.

Напряженная работа по созданию русской концессии подорвала здоровье Ваховича. Он долго болел и попросил повенчать его с домохозяйкой. Но получил церковный отказ, что окончательно добило его. В 1904 г. он умер и был похоронен на иностранном кладбище при большом стечении народа. Впоследствии Доманская добилась перезахоронения консула во Владивостоке, где в 1911 г. и возвела Александро-Невскую часовню.

В уходе за храмом принимал участие и младший брат Ваховича — известный местный предприниматель, имевший большой маслозавод на Седанке и дом на перекрестке улиц Светланской и Посьетской, известный как дом с бельведером-ротондой. В 1913 г. это здание приобрела Владивостокская городская управа, где разместила городской общественный банк. Потомки Ваховичей после установления советской власти эмигрировали в Корею.

Со смертью отца его сын уехал в Японию, где в 1919 г. написал книгу «Моя автобиография» о своей жизни, в том числе о любви своих родителей. Книга стала бестселлером, а ее автор — известным писателем.

Первая страница автобиографического романа начинается следующим абзацем: «Мой отец — Александр Вахович. Он — русский, а я — транснациональный нахлебник… Мои предки родом жители Ясной Поляны. Главный дом моего рода находится на расстоянии двух тысяч метров недалеко от усадьбы Льва Толстого. Там теперь живет семья крестьянина Ваховича».

Туда, кстати, его родственники возили и молодого Ваховича. Там он видел самого Толстого.

Ваховичи как род получили свой дворянский герб, имеющий символическое отношение к дипломатии. Такой герб был пожалован королем Владиславом одному немцу по фамилии Вадвич за то, что он, несмотря на грозившую ему со стороны моря опасность, отлично совершил посольство в Данию. На гербе изображены две больших красных рыбины. В реку Седанку раньше, кстати, тоже заходила красная рыба, которую добывали там на рыбалке сотнями пудов.

Молятся и слушают концерты

До Октябрьской революции лютеранство (как одно из трех основных направлений в христианстве наравне с православием и католицизмом) было вторым по числу последователей в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской лютеранской церкви, являвшейся государственной, был сам император Российский.

Немцы-лютеране внесли огромный вклад и в развитие Приморья. Их имена до сих пор известны нам по названиям улиц, полу- и островов: Шефнер, Логерфельд, Шульц, Корф, Даттан, Унтербергер, Эрдман, Шкот, Лангелитье, Рейнеке…

Уже в 1864 г. немцы имели свою лютеранскую общину во Владивостоке, а со временем и свой храм.

В 1880 г. известный русский журналист Крестовский, прибыв во Владивосток, отметил: «Что особенно кажется странным, именно для русского глаза, это отсутствие заметных церковных глав и колокольни, на которых ваши взоры искони привыкли останавливаться еще издали в каждом русском городишке, в каждом селении. Здесь вы гораздо прежде заметите совершенно приличную лютеранскую кирху, сооруженную на видном месте благодаря заботливости адмирала Эрдмана (бывшего губернатора Владивостока)».

Землю под лютеранскую кирху еще в 1878 г. местным лютеранам подарил пастор с Аляски Рейн. В 1909 г. на ней на средства немецкой общины была выстроена кирпичная лютеранская кирха на 400 прихожан. Кирпич был привезен специально из Германии. Соседняя со строением улица получила название Кирочная. В 1913 г. церковь посетил норвежский полярный исследователь Нансен.

В 1935 г. церковь была закрыта и передана ТОФ, который переделал ее под кинотеатр, а потом и под музей, поставив на алтаре бюст Ленина. В 1997 г. здание было безвозмездно передано лютеранам города. В том же году лютеране Австралии подарили кирхе орган. И сегодня во Владивостоке звучит германский инструмент. Звучит прекрасно, так как акустика в кирхе отличная: архитектор, строивший эту церковь, — Юнгендель — участвовал ранее в возведении знаменитого Домского собора в Берлине.

«Полученная лютеранами церковь была в ужасном, запущенном состоянии, например, там стояли ведра для сбора воды, стекающей через дырки в крыше, на стене справа от алтаря была огромная трещина. То, что это здание при таком плохом уходе все-таки выжило в течение этих 62 лет, даже российские специалисты приписывают немецкому качеству работ», — считает нынешний пастор.

Сегодня эта выстроенная в стиле северо-германской готики самая старая каменная церковь во Владивостоке — церковь Святого Павла — является главным храмом Дальнего Востока Евангелистско-лютеранской церкви в России. Сюда ходят молиться и слушать органные концерты, которые, как говорят лютеране, «наполняют веру звуками». Даже сам Лютер в молодости зарабатывал тем, что ходил и пел песнопения под окнами христиан.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ