2020-04-11T10:34:12+10:00 2020-04-11T10:34:12+10:00

«Нам надо бояться стагнации». Новые тенденции в экономике Приморья

фото: pixabay.com |  «Нам надо бояться стагнации». Новые тенденции в экономике Приморья
фото: pixabay.com

Стремительное распространение коронавируса приобрело характер пандемии. Какими бы ни были причины его возникновения, однозначно в ближайший год будут глобально перестраиваться все производственные и торговые процессы. И в Приморье часть потребительского спроса уже естественным образом переходит в онлайн. Но принесет ли это дивиденды экономике в целом — большой вопрос.

«Спрос на товары с доставкой растет. Однако, говоря про Владивосток, скачок этот пока незначительный. Режим изоляции соблюдает небольшая доля горожан — все ходят где хотят, никаких ограничений у людей нет, — рассуждает Тимофей Белоглазов, маркетолог, гендиректор ООО «Двига». — Все обычно говорят о том, что от изоляции и карантина выиграют сервисы по доставке еды, но надо понимать, что далеко не все способны на такую бизнес-модель (не все блюда так можно продать; отсутствие своей службы доставки или ее недостаточная развитость и/или необходимость заплатить комиссию доставщику еды) и не могут мгновенно переориентироваться на доставку в большем объеме, который позволил бы им компенсировать потери от офлайн-гостей».

Сейчас самый подходящий момент для развития доставки продуктов из супермаркетов. «Для них это был бы прекрасный способ сформировать такую привычку у населения и вообще рассказать, что так можно. Но у нас нет ни одного сервиса, который бы полноценно закрывал этот запрос», — считает Белоглазов.

«Можно отметить некоторое перераспределение спроса между офисами и спальными районами. Количество компаний, переводящих сотрудников на удаленный режим, растет. Активные пользователи доставки, в свою очередь, продолжают пользоваться сервисом для организации своего питания», — сообщили в пресс-службе платформы  Delivery Club.

Александр Генкал, директор интернет-супермаркета «Довольный слон»: «Спрос повысился на 20%, был резкий подъем. Чтобы качественно обслужить клиентов, нам пришлось немного напрячься, но проблем не было. Все покупатели получили свои заказы. Если и был недостаток курьеров, мы его легко восполнили. Бакалею и продукты длительного хранения в последнее время покупают больше — народ делает запасы. Спросом пользуются крупы, консервы, сахар, соль и масло».

«Спрос в интернет-магазине вырос значительно. Онлайн-площадка работала в тестовом режиме и не была готова к такому скачку. Мы сейчас работаем над усовершенствованием функционирования интернет-магазина», — сообщила пресс-секретарь сети «Самбери» Ветта Вольгушева.

Дмитрий Алексеев, глава «ДНС групп»: «Спрос на товары в интернет-магазине с доставкой на дом повысился, но незначительно — менее 10%. Доля доставки в принципе невысока. Сейчас мы отметили небольшой прирост. Активнее этой услугой пользуются в больших городах — в Москве, Санкт-Петербурге. У нас в крае намного реже оформляются заказы на дом. Поэтому здесь повышение спроса никак не повлияло на работу, а вот в центральной части России у нас возникли некоторые рабочие затруднения».

Правда, принесет ли переход в онлайн дивиденды экономике в целом — большой вопрос. По оценке профессора кафедры математических методов в экономике ШЕН ДВФУ Александра Абрамова, край сильно зависит от экспортных секторов и слабо — от потребительского рынка. В структуре валового регионального продукта в 2019 г. 24% составила доля транспорта и логистики, доля оптовой и розничной торговли — 18%, 8,8% — обрабатывающих производств, 5,4% — сельского хозяйства, 5,4% — доля рыбной отрасли и так далее.

«Таким образом, более 40% ВРП Приморского края формируется за счет деятельности транспорта и торговли. Казалось бы, торговля — это то, что сильно связывает экономику края с поведением населения на рынке покупок товаров и услуг. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что сектор торговли региона лишь на 25% зависит от розничной торговли, а 75% оборота приходится на оптовую, три четверти которой — это торговля топливом, от которого, в свою очередь, значительно зависит сектор транспорта и логистики (ведущий сектор экономики края) и другие экспортные сектора. Поэтому нам надо бояться стагнации и падения на мировых рынках, рынках АТР и России, а не поведения населения на рынке товаров и услуг региона», — считает Александр Абрамов.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ