Уроки пандемии: чему научился приморский бизнес за период самоизоляции

pixabay.com |  Уроки пандемии: чему научился приморский бизнес за период самоизоляции
pixabay.com

Новая реальность поставила бизнес в жесткие условия: меняйся или закрывайся. Перевод сотрудников на удаленную работу, ограничения в сфере торговли и общепита — многим компаниям в Приморье пришлось работать по другим правилам. Вместе с экспертами МТС разбираемся, как изменился технологический подход к организации работы за последние месяцы.

Приморье стало одним из первых регионов, столкнувшихся с кризисом. Сразу после закрытия границ с КНР, а затем и с Южной Кореей, после резкого спада туристического потока и существенного снижения товарооборота бизнес быстро прочувствовал экономические последствия эпидемии. Особенно болезненным оказался удар по туристической, ресторанной и гостиничной сфере. В кризис стало очевидно: чтобы приспособиться к новым условиям и просто выжить, бизнесу нужно перейти в онлайн.

Спрос на услуги у приморских компаний, которые имеют доставку, вырос. Это подтверждают владельцы курьерской службы. По словам Екатерины Мамадалиевой, руководителя проекта «VL.ru Еда», количество заявок выросло не только от потребителя, но и на партнерство от местных предприятий.

«В первые недели ввода карантина мы получили максимальное количество обращений. К сожалению, у нас нет возможности сразу подключать всех желающих, но постепенно выводим на наш ресурс новых партнеров. Сейчас так же активно подключаем магазины, поскольку у наших пользователей есть потребность в доставке не только готовой еды, но и продуктов питания», — рассказала Екатерина.

При всех непростых условиях, в которых оказался бизнес, предприниматели справляются, и не только благодаря своим наработанным навыкам, но и предлагаемым сервисам. Доставка и онлайн-обслуживание спасло, несмотря на то, что многие до пандемии не прибегали к этой функции обслуживания клиентов.

Конечно, многие признаются, что пришлось идти на дополнительные уступки, например, снижение минимальной стоимости заказа на бесплатную доставку (во Владивостоке она упала до минимальной стоимости одной покупки). Однако некоторые пошли дальше и дали своим покупателям скидки, предложили акции и начали активно взаимодействовать с потребителем через социальные сети.

«Этот период сложный для всех, но мы остаемся на стороне нашего клиента, стараемся держать связь со своими посетителями посредством доступных сервисов, но в основном свою роль, конечно, выполняет доставка. Также активно работают акции, скидка на все меню — до пандемии так делать не приходилось», — отмечает Екатерина, администратор ресторана «Золотой дракон».

Эффективная «удаленка»

Большая часть приморских предпринимателей не связаны с общепитом, но также считают свою деятельность долгом, от которого уклоняться постыдно и невыгодно. Им пришлось проявить свойственную бизнесменам смекалку и выйти на новый уровень в условиях кризиса, чтобы не отставать от рынка.

Так, еще в начале объявленной пандемии ВГУЭС и другие вузы перешли на удаленную работу, чтобы не останавливать процесс обучения. По словам Геннадия Лазарева, это принесло множество изменений, хоть и было сложно.

«Конечно, многое изменилось. Университет, как и Законодательное собрание, перешли на удаленную систему работы. Нет худа без добра. Мы много говорили о переходе на новые технологии в высшем образовании. Заниматься занимались, но без особого эффекта. Пока не приперло, откладывали на потом. Но у русских же так принято: пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — поделился президент ВГУЭС и депутат ЗС ПК.

Практика показала, что большинство сфер бизнеса быстро и с минимальными затратами можно «переформатировать в онлайн», а офисных сотрудников перевести на удаленную работу. Кто-то из компаний давно практиковал такой подход, но большинство ранее не доверяли подобному формату, опасаясь снижения производительности труда. Режим самоизоляции вынудил всех попробовать «дистанционку», и оказалось, что удаленно сотрудники способны работать не менее эффективно, чем из офиса. И даже наоборот: не желая рисковать доверием руководства, многие делают еще больший объем работы. Руководителю необходимо только обеспечить полноценные рабочие места и внедрить нужные инструменты контроля.

МТС перевела большую часть своих сотрудников на удаленный режим работы. В компании рассказывают, что организовать «удаленку» с полным эффектом офиса можно всего за один день, а доступ к технологиям настроить для любой компании, даже небольшой. Главное, чтобы у сотрудников был постоянный доступ к Интернету, а подключиться к виртуальному рабочему месту (VDI) можно с любого устройства: ноутбука, планшета или смартфона. Таким образом, у работника, где бы он ни находился, всегда есть доступ к корпоративным ресурсам и файлам. Сервисы для видеоконференций, планировщики, таск-менеджеры и электронный документооборот позволяют делать дистанцию практически незаметной и безопасной с точки зрения защиты информации.

«Мы отмечаем рост спроса на организацию удаленных рабочих мест среди приморских компаний. В марте — мае мы получили запросы от предприятий и организаций из разных сфер: от образования до общепита. Если раньше удаленную работу практиковали в основном только представители творческих профессий, то за последние два месяца до 40–50% компаний в той или иной степени внедрили «удаленку», — рассказал эксперт #CloudMTS Павел Захарченко.

Удаленный формат работы пригодится бизнесу и в будущем. При грамотной организации процесса компании смогут значительно экономить на издержках. Например, за счет сокращения офисных площадей или парка служебного транспорта. Что касается удаленных инструментов контроля, то их сейчас достаточно. Так, сервис «Мобильные сотрудники» позволяет ставить задачи специалистам, работающим удаленно, контролировать их выполнение, получать отчет о перемещениях и распределять заказы в автоматическом режиме, в зависимости от загруженности сотрудника.

Екатерина Мамадалиева также считает, что работа онлайн никуда не денется, а лишь закрепит свои позиции.

«Очевидно, после карантина доставка из продуктовых магазинов наберет вес и получит вторую жизнь. До пандемии основным барьером к использованию сервисов была простая привычка. Потенциальные клиенты всю жизнь ходили ногами в магазин и выбирали товар руками», — подчеркнула руководитель проекта «VL.ru Еда».

Продажи онлайн

Некоторые направления бизнеса даже в это непростое время получили развитие — курьерская доставка и онлайн-магазины. Стало очевидно, что бизнесу в любой сфере необходимо иметь несколько каналов продаж и внедрять диджитал-инструменты: сайты, социальные сети, электронные каталоги. Торговля прочно перешла в интернет-магазины, заведения общепита перестроились на заказ еды на дом, а фитнес-тренеры переключились на онлайн-уроки.

При этом в некоторых моментах руководители признаются: ниши, которые были заполнены не полностью, легко заменили те, которые заполнить в условиях кризиса сложно.

«В основном наша доставка работала на другие регионы: мало кто из покупателей приобретает запчасти для автомобиля, не посмотрев на них лично. Но теперь мы стали больше продавать онлайн в Уссурийск, Находку и другие города края, в то время как, например, поставки региональные снизились. Получается, что одно заменило другое, и мы вполне способны продолжать нашу деятельность без потерь», — рассказал менеджер по продажам магазина автозапчастей «Гудвин» Алексей.

Для компаний, которые адаптировались к условиям «будь дома» и продолжают работать онлайн, есть специальный сервис МТС «МнеБлизко». В рамках проекта предприниматели рассказывают о своих услугах, а покупатели узнают, какие предприятия работают поблизости. Создание такой карты направлено на поддержку предпринимателей, которые перестроились на работу в новом формате.

«Приморские предприниматели уже воспользовались возможностью бесплатно рассказать о себе. Среди них представители самых разных направлений бизнеса: кафе, зоомагазины, цветочные салоны, магазины автозапчастей и сервисы по ремонту электротехники. Чтобы бесплатно добавить на карту свои контакты, предприниматели должны просто оставить заявку на сайте. А клиенты могут найти на карте работающие поблизости компании и поддержать предприятия своего района, не отказываясь от любимых блюд и других товаров во время самоизоляции», — отметила директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.

Онлайн-активность всегда будет оставаться важной частью бизнеса: это не просто инструмент продаж, а способ взаимодействовать с потребителем. В нынешних условиях необходимо рассказать о своих услугах населению, чтобы остаться на плаву и на виду.

«Мы сотрудничаем с компанией МТС и отмечены на карте сервиса; появление там основано больше на интересе к проекту, но и, конечно, поддержка в столь трудное время будет не лишней. Пока сложно говорить о грандиозных результатах, но мы с нетерпением ждем выходных, чтобы оценить сервис», — подчеркнула Екатерина, администратор ресторана «Золотой дракон».

Технологии во благо

Электронный документооборот, роботизированные call-центры, автоматизация процессов с помощью IoT-технологий — все это позволяет компаниям нормально функционировать в новых условиях и не терять эффективность. Если за состоянием оборудования следят IoT-датчики, предприятие будет менее зависимо от физического присутствия на производстве сотрудников: показания можно контролировать удаленно. Когда штатный юрист занят срочными вопросами и документами, которых в последнее время сваливается немало, рутинные задачи может выполнять робот-юрист.

Проблемы у бизнеса могут возникать в нынешних условиях самые разные, но в выигрыше остались те, кто лучше автоматизировал процессы. Сложившаяся ситуация показывает, что переход на цифровые рельсы позволяет бизнесу быть более гибким и легче приспосабливаться к условиям, когда все меняется каждый день.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
" + "