2020-06-11T12:57:46+10:00 2020-06-11T12:57:46+10:00

С шумом и с пылью: удастся ли «Аттис Энтерпрайс» отвести от себя взор контролеров?

фото KONKURENT |  С шумом и с пылью: удастся ли «Аттис Энтерпрайс» отвести от себя взор контролеров?
фото KONKURENT

Через полгода с открытой перевалкой угля в Приморье должно быть покончено. Губернатор края Олег Кожемяко не раз заявлял о своей жёсткой позиции в этом вопросе – на рынке останутся только те стивидорные компании, которые выполнят поручение президента и полностью перейдут на закрытые технологии.

Одним из кандидатов «на вылет», по нашему мнению, является компания «Аттис Энтерпрайс», чей терминал по перевалке угля находится на мысе Астафьева в Находке. Похоже, стивидору не поможет ни активный пиар своих благотворительных усилий, направленных в том числе и на улучшение экологической обстановки в Находке, ни возможная протекция высокопоставленных служителей закона, на которую компания делала ставку до недавнего времени, ни набившие оскомину доводы о социальной значимости предприятия и рабочих местах для местного населения.

Но обо всем по порядку.

Чьих будете?

Что известно об ООО «Аттис Энтерпрайс»? Компания основана в 1991 г. и оказывает услуги транспортной обработки грузов. Основной грузовой базой «Аттис Энтерпрайс» является уголь, который идет на экспорт в страны АТР. Как сообщает официальный сайт компании, мощность порта – 2,5 млн тонн, в настоящее время грузооборот составляет около 2 млн тонн в год. Штат предприятия составляет почти 200 человек.

Чьи интересы обслуживает «Аттис Энтерпрайс»? По данным системы «Спарк-Интерфакс», единственным учредителем предприятия является московская структура ООО «Портовый холдинг». В свою очередь «Портовый холдинг» на 51% принадлежит Артему Козовому – сыну олигарха Геннадия Козового, занимавшего в 2019 г. 105-е место в российском списке Forbes c состоянием в 950 млн руб.

Славная семейка

Геннадий Козовой – экс-глава «Распадской угольной компании», печально известной трагедией на шахте Распадской в 2010 г., в результате которой погибли 90 шахтеров. Тогда родственники погибших открыто говорили, что причиной трагедии стала «алчность хозяев предприятия», выжимавших из недр максимум, не заботясь о безопасности производства.

Именно в угольном бизнесе Геннадий Козовой заработал свои миллионы. Однако после аварии на Распадской покинул свой пост и ушел из публичного поля. А вот его сын Артем незадолго до того, наоборот, в это поле вышел – и буквально с первых шагов сильно «наследил». В 2008 г. он отметился громким скандалом, управляя принадлежащим семье «Эталонбанком». Тогда в СМИ появилась версия о вероломной рейдерской атаке, которую банк совершил в отношении Серпуховской топливной компании, сначала предоставив ей кредит, затем в одностороннем порядке подняв ставку и потребовав досрочного возврата денег.

После скандала «Эталонбанк» как бренд перестал существовать, объединившись с банком «Восточный Экспресс». А Артем Козовой сменил профиль деятельности, отправившись руководить дальневосточным портовым активом – той самой компанией «Аттис Энтерпрайс» – через специально созданную для ее приобретения структуру ООО «Портовый холдинг».

Тут тоже не обошлось без скандалов. В 2017 г. в Интернете огласку получила история, как у Козового-младшего оказалась доля его партнера по «Портовому холдингу» Дмитрия Батыченко. Под покупку нового актива партнеры договорились взять заем у подконтрольной тому же Козовому кипрской компании. Заем оформили на новую, специально созданную для этого структуру – ООО «Портовые услуги». При этом в качестве обеспечения выступала доля Батыченко. Ну, а дальше произошло странное: ООО «Портовые услуги» не смогло рассчитаться по договору займа, передав купленный актив в аренду еще одной своей структуре. Практически в это же время доля Артема Козового в уставном капитале «Портового холдинга» увеличивается до 100% – с 51 тыс. руб. до 100 тыс. руб. С конца мая 2019 г. Артем Козовой владеет «Портовым холдингом» совместно с неким ООО «Волна», которому принадлежит 49% в уставном капитале компании.

Скандалы, связанные с «Аттис Энтерпрайс»

С появлением интересов семьи Козовых на Дальнем Востоке шлейф связанных с этой фамилией скандалов пришел и сюда. «Аттис Энтерпрайс» не раз становилась объектом претензий со стороны контролирующих органов, контрагентов, общественности. В частности, представители РЖД в свое время упрекали компанию в несвоевременной выгрузке вагонов и создании пробки на железнодорожной магистрали. Также в адрес стивидора звучали обвинения в том, что реальные объемы перевалки у него превышают допустимые, что наносит дополнительный вред окружающей среде.

Однако самый громкий скандал, как гром среди ясного неба, разразился совсем недавно. В относительно благополучном с точки зрения остроты проблемы угольной пыли мае 2020 г. огласку получила популярная точка зрения, что компания «Аттис Энтерпрайс» не попадала под бесконечные проверки соответствующих органов в силу нахождения на должности транспортного прокурора Находки (ныне уволившегося) Дмитрия Баренбаума. Правда, лоялен ли он был к «Аттис Энтерпрайс» или здесь было просто совпадение – вопрос, как говорится, открытый. 

Вместе с этой историей всплыли факты искусственной организации протестной деятельности, направленной на конкурентов «Аттис Энтерпрайс». В то время как контролирующие органы забрасывали пачками жалоб в адрес соседей «Аттиса» по причальным стенкам на мысе Астафьева, компания спокойно вела перевалку угля открытым способом и удивительным образом избегала негатива со стороны местного населения.

Пыль в глаза

Между тем «Аттис Энтерпрайс» регулярно упоминается в СМИ в связи с благотворительной деятельностью. В конце 2018 г. компания учредила «Экологический фонд «Находка». Этот факт по времени совпал с избранием на пост губернатора Приморья Олега Кожемяко, который сразу занял бескомпромиссную позицию по отношению к открытой перевалке угля.

«Решение о создании фонда принято в рамках договоренностей с врио губернатора Приморья Олегом Кожемяко, которые обсуждались на совещании по вопросам снижения пыления в городе», – сообщается на сайте некоммерческой организации. Основным направлением работы фонда является поддержка проектов по обеспечению благоприятных экологических условий в Находке.

В размещенной на сайте новости от 11 ноября 2018 г., посвященной тем самым договоренностям с Олегом Кожемяко, говорится, что стивидоры будут отчислять в экологический фонд по 20 руб. с каждой тонны переваленного на их терминалах угля. На сегодняшний день участниками фонда являются шесть стивидорных компаний: «Аттис-Энтерпрайс», Находкинский морской торговый порт», «Порт Восточные ворота – Приморский завод», «Порт Ливадия», «Геомар», «Дальмормонтаж». По информации, представленной на сайте фонда, их суммарный грузооборот за 2019 г. составил 13 165 800 тонн, а отчисления в фонд – 136 576 603 руб. В пересчете на тонну это почти в два раза меньше тех самых 20 руб.

Что интересно, данные системы «Спарк-Интерфакс» о поступлениях в фонд за 2019 г. разительно отличаются от данных официального сайта организации. По информации «Спарк-Интерфакс», поступления от текущих операций за 2019 г. для фонда «Находка» составили 49 438 000 руб. Странно, что система не зафиксировала остальные 87 млн руб., перечисленные стивидорами.

Обращает на себя внимание и тот факт, что фонд, изначально созданный как экологический, за 2019 г. три раза был переименован – сначала в «Социально-экологический фонд «Находка», а затем в «Благотворительный фонд «Находка». Соответственно, и в отчетах фонда о потраченных средствах все больше упоминаются различные благотворительные цели, не имеющие отношения к экологии.

А как дела с поручением президента?

Что касается непосредственно модернизации производства и перехода на закрытую перевалку угля, то здесь отчеты «Аттис Энтерпрайс» выглядят не так бодро. В разделе «Экология» на сайте компании сообщается, что в 2017 г. на территории порта разработана и внедрена комплексная система пылеподавления, включающая ввод в эксплуатацию передового оборудования. Речь идет о 12-метровых ветропылезащитных экранах, водяных и снежных пушках и системе ливневых очистных сооружений. Собственно, обо всем том, что для большинства стивидоров, всерьез настроенных на переход к закрытым технологиям, уже давно стало делом вчерашнего дня.

Самая свежая новость на сайте компании, посвященная экологическим преобразованиям, датируется сентябрем 2019 г. В ней сообщается о том, что «Аттис Энтерпрайс» широко внедряет в практику производственный экологический мониторинг. Тем временем «Спарк-Интерфакс» выдает информацию о результатах внеплановой проверки предприятия специалистами Ространснадзора, которая проводилась в период с 13 января по 7 февраля 2020 г. Зафиксировано, что «система автоматизированного мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха не обеспечивает объективный контроль за уровнем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта II категории».

Выходит, что с 2018 г. никаких существенных подвижек в сторону закрытой перевалки «Аттис Энтерпрайс» не сделал. По нашему мнению, это связано с тем, что именно в то время компания начала пользоваться покровительством бывшего транспортного прокурора Находки и одновременно создала экологический фонд. Возможно, руководство компании рассчитывало с одной стороны укрыться под колпаком протекции, с другой – отвести глаза власти и общественности от реального положения дел на предприятии с помощью пиара на благотворительности. То есть не то чтобы компания совсем не вкладывала средств в решение проблемы угольной пыли. Просто у руководства компании, похоже, было свое видение того, что является решением проблемы. И это видение оказалось ошибочным. В итоге за полгода до дедлайна закрытыми технологиями на терминале «Аттис Энтрепрайс» и не пахнет. А пахнет по-прежнему угольной пылью.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ