Как Основной закон встанет на пути незаконных рубок?

Одна из самых актуальных экологических проблем Приморского края – безответственное отношение к лесным богатствам и уссурийской тайге. Истощение ресурсов ценных пород в эксплуатационных лесах в результате хищений вынуждает как легальных, так и нелегальных лесопользователей обращаться к ценным лесным массивам, промышленные рубки в которых запрещены или ограничены. Конституционные поправки о защите животного мира и окружающей среды – шаг на пути к формированию госполитики в сфере сохранения экологии и защиты оставшихся природных богатств.

В 2018 г. WWF России опубликовал аналитический обзор, в котором была представлена информация о том, что с Дальнего Востока в Китай систематически отправляется намного больше древесины дуба и ясеня, чем официально заготавливается. Так, за период 2011–2015 гг. за границу было отправлено по меньшей мере 1,15 млн куб. м незаконно заготовленной древесины дуба и ясеня, а рыночная стоимость этой древесины составила более 13 млрд руб. В обзоре приводились доказательства того, что «черные лесорубы» просто не могут быть главным источником такого объема незаконно заготовленной древесины, и что с большой долей вероятности именно официальные арендаторы лесного фонда являются главным источником появления незаконно заготовленной древесины на рынке.

«Такая ситуация стала возможной из-за несовершенства лесного законодательства. Дело в том, что после принятия Лесного кодекса 2006 г. Россия перешла от разрешительного к декларативному типу лесоуправления», – комментирует Евгений Чувасов, руководитель лесного отдела Амурского филиала WWF России.

При декларативном типе лесоуправления лесозаготовители сами выбирали и отводили насаждения в рубку. Они формально извещали орган управления лесами о том, где и какую древесину будут рубить (подают лесную декларацию). Все отчеты о фактических рубках также заполнялись самими арендаторами. Это создавало возможность для легализации незаконно заготовленной древесины.

С приходом губернатора Олега Кожемяко эта лазейка была закрыта, и теперь арендаторы не могут заготавливать ценные породы в объемах, которые превышают объемы, установленные в договорах аренды. Однако защитные леса Приморья (водоохранные и орехово-промысловые зоны, природные заказники и некоторые другие участки) в результате действия запрета на промышленные рубки все еще сохранили значительные запасы высококачественной древесины. Многие из этих массивов представляют собой последние в регионе малонарушенные леса и все равно подвергаются эксплуатации незаконными заготовителями.

«Наибольший урон приморским лесам наносят предприятия, действующие на вполне законных основаниях. Ежегодный прямой ущерб от невыполнения арендаторами плановых показателей по осветлению и прочистке составляет около 100 млн рублей. При этом сами арендаторы не несут никакой ответственности за невыполнение договорных обязательств», – считает кандидат биологических наук, главный инженер «Центра природоохранных инициатив» Александр Олифиренко.

Между тем общая сумма ежегодных доходов государства от платы за использование лесов в Приморском крае составляет около 400 млн руб. Ежегодно в регионе вырубается около 4,5 млн кубометров ликвидной древесины, рыночная стоимость которой составляет от 50 до 100 млрд руб. в год. «Получается, что государство и, соответственно, народ, являющиеся по Конституции собственниками лесных ресурсов, отдают их арендаторам дешевле, чем за 1% от их реальной стоимости», – уверен Олифиренко.

В рамках своих полномочий правительство Приморского края уже многое делает в вопросах сохранения ценного леса. Однако многие функции дублируются, а полномочий властей явно недостаточно для радикального решения наболевших вопросов. Приходится Олегу Кожемяко лично заниматься чуть ли не каждым выявленным фактом незаконной рубки. Как, например, в феврале 2020 г., когда массовые незаконные рубки леса выявили в Дальнегорском участковом лесничестве, на территории памятника природы регионального значения «Пещера Чертовы Ворота».

Напомним, там рейдовая группа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморья выявила лесную дорогу, вдоль которой было вырублено 127 кубометров дуба. Также специалистами был установлен факт незаконной рубки 248 деревьев, преимущественно дуба, находящихся от памятника природы на значительном расстоянии.

Такие вырубки – системная проблема, решения которой можно добиться только изменением всей нормативно-правовой базы. Блок «зеленых» поправок в Конституцию сможет существенно улучшить ситуацию, став триггером для изменения всего природоохранного законодательства. Так, каждый гражданин получит инструмент воздействия на органы власти и сможет требовать, в том числе через суды, защиты своих прав в сфере экологии, просто ссылаясь на Конституцию.

Как объясняют политологи, эти базовые принципы важны, потому что потом они развиваются в законодательстве более низкого уровня. Это федеральные законы, это подзаконные акты. Далее – региональная политика, региональное законодательство, то, что уже будет регламентировать реализацию политики. То есть появляется вертикаль ответственности.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ