2020-07-16T14:28:46+10:00 2020-07-16T14:28:46+10:00

Кондитеры пали жертвой коронавируса: сладкая жизнь становится не по карману

фото KONKURENT |  Кондитеры пали жертвой коронавируса: сладкая жизнь становится не по карману
фото KONKURENT

Кондитерских изделий местных производителей в крае – на любой вкус и кошелек: начиная от дорогих кремовых тортов под заказ в специальных магазинах и заканчивая пирогами собственного приготовления на полках в супермаркетах. Каждый игрок этого рынка старается переманить покупателя, но из-за высокой конкуренции и падения потребительского спроса не у всех это получается. А в этом году их еще добил и коронавирус.

На Дальнем Востоке кондитерская промышленность создавалась исключительно для своих потребностей. В доперестроечные времена ее мощностей не хватало даже для местной торговли, и дальше Иркутска и Читы продукция местных фабрик никогда не доходила. В 1990 г., когда отрасль находилась в апогее своего взлета, кондитерские предприятия региона выпустили 153,5 тыс. тонн сладостей, что составило 5,3% от общего объема производства в России. Еще пять лет назад доля Дальнего Востока в отрасли не дотягивала и до 3%, но сейчас конкуренция увеличивается, и ценами играть не получается.

Сладкая жизнь сегодня не всем по карману. Главной причиной выступает экономический кризис, к которому можно добавить и высокую себестоимость выпускаемой продукции. Почти все сырье, оберточные материалы и упаковка поставляются из западных регионов России либо зарубежных стран. Импортные ингредиенты из-за валютных скачков значительно подорожали.

Не справляются даже «тяжеловесы» — «Владхлеб» и «Приморский кондитер». «Наблюдается снижение потребления нашей продукции, цифры бы называть не хотел, — говорит один из учредителей «Приморского кондитера» Александр Беккер. — В какой-то мере, конечно, сказывается снижение турпотока из соседних стран. Но больше влияет то, что местные жители сидят дома и меньше покупают».

В ответ на падение продаж «Приморский кондитер» сокращает рабочую неделю до четырехдневной. Как отмечает собственник «Примкона», четырехдневка продлится до восстановления спроса. «Ситуация с «Примконом» свидетельствует о том, что доходы падают, люди отказываются от дорогой продукции, от конфет. По «традиционным» для Руси и дешевым печенью и пряникам спрос еще более стабилен», – уверен руководитель Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий Иван Борисов.

По его словам, по долгосрочным кондитерским изделиям происходит падение до 50%.

В исполнительной дирекции Российской ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» заявили KONKURENT.RU, что в целом по отрасли тенденции не столь драматичные: «Самое большое сокращение рынка произошло в апреле 2020 г. — минус 7% к апрелю 2019 г. Однако если смотреть нарастающим итогом, то четыре месяца (январь — апрель 2020 г.) к аналогичному периоду прошлого года (январь — апрель 2020 г.) дадут снижение объемов производства кондитерской продукции в РФ всего в 1,2%. Оценки основываются на данных государственной статистики».

Если брать цифры по месяцам карантина, то для периода пандемии это не самый негативный сценарий, заявляют представители кондитерской промышленности. В то же время «АСКОНД» фиксирует снижение покупательского спроса на кондитерскую продукцию в настоящее время.

Как объясняют российские «кондитерщики», этот процесс обусловлен не только объективными трудностями, связанными с введением в регионах России ограничений для борьбы с коронавирусной инфекцией, но и с тем, что кондитерские изделия не воспринимаются россиянами как продукт основного рациона питания.

«Люди принимают их как десерт, удовольствие, которое можно себе позволить после приобретения «основных» продуктов. Соответственно, при включении режима экономии семейного бюджета кондитерские изделия попадают под секвестрование. Очевидно, в настоящее время достаточно много домохозяйств в нашей стране (впрочем, как и в остальных странах мира) перешли на модель экономичного потребления», – отмечают в «АСКОНД».

«Ситуация у кондитеров тяжелая, – отмечает генеральный директор компании «Тортония» Станислав Гусаченко. – Уменьшилась покупательная способность, постоянно растут цены на сырье, энергоносители, упаковку, повышается курс доллара. У кого-то получше, у другого похуже, но в целом рентабельность по отрасли просела. И не только из-за коронавируса: тенденция наблюдалась давно. Были гораздо лучшие времена. Сейчас компания производит на 20–30% меньше, чем в том же периоде прошлого года».

Проблемы со сладким (по крайней мере, пока) не коснулись мороженого – оно по-прежнему востребовано. «Наше мороженое и сейчас поставляется в КНР, правда, в гораздо меньших объемах, – говорит директор Арсеньевского молочного комбината Юрий Минкин. – Основные продажи приходятся на Приморье, Хабаровский край. Какого-либо снижения по сравнению с прошлым летом не отмечаем, объемы на том же уровне».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ