Новая тема приморской торговли: кто жил прошлым – проиграл

pixabay.com |  Новая тема приморской торговли: кто жил прошлым – проиграл
pixabay.com

Вследствие прямого запрета властей на офлайн-торговлю непродовольственными товарами во время пандемии игроки рынка вынуждены были в авральном режиме выходить в онлайн. Сегодня ограничения постепенно сходят на нет, офлайн-торговля восстанавливается и, судя по всему, не спешит сдавать позиции перед интернет-шопингом. Помешают ли они друг другу?

Рост онлайн-торговли сейчас и искусственный, и одновременно закономерный, считает Алексей Гилев, коммерческий директор агентства концептуальной рекламы CONCEPT LAB.

«Конечно, самоизоляция, ограничения со стороны государства для офлайн-ретейла и особенно запрет на работу предприятий общественного питания очень сильно повлияли на развитие онлайн-торговли. Все, кто хотел остаться на плаву, в спешке занимались переводом своего бизнеса в интернет-среду последние три месяца. Мы почувствовали это по количеству запросов на создание интернет-магазинов и продвижение сайтов на рекламных площадках. Если сравнивать март – июнь 2020-го с тем же периодом 2018 и 2019 гг., прирост запросов составил около 146%. В то же время упал и средний бюджет таких запросов. Сейчас люди готовы делать сайт даже на дешевом шаблоне, лишь бы он был, и я их понимаю. У них просто нет выхода», – отметил Гилев.

По его словам, налицо и закономерность роста онлайн-торговли. Во всем мире рост оборота онлайн-продаж от года к году составляет порядка 15%. По прогнозу на 2020 г., рост должен составить порядка 45%, а в России, возможно, и больше.

«Это связано в первую очередь с низким уровнем производства в нашей стране. Купить, например, робот-пылесос российского производства попросту невозможно – такого нет. Стильную одежду тоже легче заказать из-за рубежа. А это можно сделать только через интернет-площадки. Также немаловажным фактором роста онлайн-продаж является низкая цена. Для офлайн-торговли свойственны сверхвысокие ставки на аренду помещений, отсутствие квалифицированных кадров в ретейле, трудности с парковкой для клиентов, высокая стоимость офлайн-маркетинга при низком ROI. В то же время для онлайн-торговли необходим лишь склад/кухня/мастерская, менеджер-логист, водитель-экспедитор с машиной или курьер. Остальное все делается автоматически через сайт и CRM-системы. Реклама дешевле, обхват больше. Соответственно, и стоимость одинаковых товаров в онлайн-торговле неизбежно будет ниже. С уходом из России системы PayPal практически исчезает площадка eBay, что, конечно же, скажется на росте онлайн-торговли довольно негативно, но вскоре произойдет нормализация за счет появления других площадок от крупных игроков», – отметил Гилев.

Сегодня «прорывной» характер развития инфраструктуры доставки и технологий отслеживания товаров может сделать справедливую конкуренцию на рынке невозможной, считает Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Wildberries, Ozon, Alibaba сумели сформировать универсальный ассортимент, подготовить технологическую базу и инфраструктуру для консолидации рынка онлайн-продаж, тем самым просто-напросто задавливая игроков рынка, чей бизнес не дотягивает до уровня ретейл-титанов.

«Анализ показывает, что уже в мае 2020 г. большинство средних и малых онлайн-предприятий, как перекупщики, столкнулись с нехваткой товара. И были вынуждены перейти на режим заказа и трехдневной поставки до 80% ассортимента. В ближайшей перспективе малый и средний бизнес из этой сферы будет «выдавлен», а сохранившийся – встроится в торговые системы на условиях франшизы», – говорит профессор.

Толчок к развитию франшиз – скорее количественный, а не качественный, считает Алексей Гилев: «Сейчас образуется много так называемых мусорных франшиз. В агентство постоянно обращаются люди, которые нашли какую-то иностранную франшизу, поизучали ее пару дней, адаптировали немного для российских реалий и пришли к нам, чтобы создать сайт по продаже этой франшизы за большие деньги. То есть, кроме сайта, идеи и названия, у них ничего не будет еще очень долго. Продаж франшизы, правда, тоже, скорее всего, не будет, однако инфополе будет засорено. Мы вынуждены отказывать таким клиентам на ранней стадии для сохранения репутации.

Развитие франшиз – это хорошо и плохо одновременно. Нельзя иметь один подход к работе предприятия и в центре Москвы, и во Владивостоке. Менталитет клиентов, их платежеспособность – все это разное. Даже цвет окружающей среды при установке дорожного баннера 6 на 3 имеет значение в маркетинге. Но франчайзи обязан выполнять условия франшизы и размещать заранее разработанный «стильный» баннер. Так как стоимость хорошей франшизы сравнима с созданием полноценного собственного бренда с нуля, люди чаще стали обращаться к нам именно за этим».

Крупные офлайн-ретейлеры активизировали развитие собственных онлайн-магазинов, некоторые начали работать над созданием маркетплейсов. В то же время рост онлайн-продаж отстает от аналогичного показателя агрегаторов вполовину, отмечает Вячеслав Чеглов: «Объяснение простое: политика агрегаторов пока более понятна ограниченным в дееспособности предприятиям торговли и промышленности. Большинство предприятий торговли, внедомашнего питания предпочли заключить договоры именно с агрегаторами (в их числе «Ашан», «Азбука вкуса» и др.). Использование магазинов в формате пунктов выдачи оказалось неэффективно. Исходя из этого онлайн-канал будет рассматриваться офлайн-ретейлерами скорее как необходимый в чрезвычайных обстоятельствах, позволяющий «перехватить» покупателя на онлайн-рынке».

Но каналами на черный день онлайн-каналы уже не станут. Олег Косенко, руководитель электронной коммерции «Домотехника»: «Кто жил прошлым, строил систему продаж по старинке, в сложившихся условиях проиграл – не смог продолжать деятельность, сохранить рабочие места. Но, как и в любом деле, нужно правильно балансировать ресурс, направленный на развитие тех или иных каналов/бизнес-процессов. Оптимально себя показала омниканальная модель продаж, которую наша компания внедрила несколько лет назад. Мы одинаково успешно продаем в торговых залах, на сайте, по телефону и заявкам, поступающим через электронную почту, а покупатель выбирает оптимальный способ получения и оплачивает любым удобным для него способом.

Поход по магазинам – это и развлечение, и возможность ознакомиться в реальности с новинками рынка, получив максимально полное и точное представление о цвете, материале, габаритах товара, не утруждая себя работой с каталогом интернет-магазина, кликами и т. д. Это и возможность получить грамотную консультацию эксперта в нужной области. Поэтому потребность в шоурумах сохранится еще надолго, но количество и объем покупок в онлайне будет поступательно возрастать».

Во всех бизнес-сегментах, от малого до самого крупного, фокус переключился на онлайн, и в ближайшее время, учитывая многочисленные слухи о новых волнах пандемии, именно онлайн-канал станет основным средством удовлетворения интересов потребителей и ретейлеров.

Григорий Полкан, генеральный директор digital-агентства Demis Group: «Доля онлайна никогда уже не станет прежней, и темпы освоения бизнесами интернет-пространства только вырастут. Этому способствует опасение бизнесов за новые волны пандемии и, главное, изменяющиеся тенденции поведения всех возрастных и социальных групп потребителей. Перед огромной аудиторией покупателей открылся новый, более удобный мир потребления. С наличием возможности онлайн-оплаты, с оперативной доставкой до двери всех категорий товаров, с возможностью сравнения цен на один и тот же товар внутри своего смартфона, а не хождением по магазинам в поисках наиболее привлекательной цены на нужный товар».

По словам Григория Полкана, среди онлайн-бизнесов уже вовсю идет война не просто, как ранее, за рост аудитории, а за те сервисные элементы, благодаря которым покупатель привязывается к этому онлайн-магазину и рекомендует его. «Даже для продвинутых потребителей стало удивлением появление во время карантина компаний, которые ломают текущие устоявшиеся нормы сервиса в лучшую сторону, в сторону удовлетворения интересов покупателей. В пример можно привести доставку продуктов из столичных интернет-магазинов, когда огромная аудитория «перекочевала» с магазинов со сроком доставки 2–3 дня в сторону тех ретейлов, которые обеспечивают, без преувеличения, доставку товара в течение 15–20 минут. Спросите: «Что нужно покупателям?» Это и будет ответом на вопрос, что из сервисных услуг определит развитие интернет-ретейла в будущем и что необходимо сделать со своими бизнесами, чтобы они оказались конкурентоспособными в условиях меняющейся реальности», – резюмировал эксперт.

Алексей Гилев: «До тех пор, пока онлайн-ретейл еще недостаточно развит в плане примерки вещей через технологии AR, пока у потребителя есть страх, что вернуть товар онлайн-продавцу гораздо сложнее, пока доставка занимает зачастую довольно длительное время, люди будут ходить в офлайн-точки. Зачастую люди идут в магазин не потому, что сложно найти в Интернете и заказать с доставкой, а по психологическим причинам. Из-за желания пошопиться, разделить с продавцом радость покупки, услышать «вам очень идет это платье» и т. д. Онлайн-ретейл не может этого предоставить. Пока что. Но технологии не стоят на месте, и все стремится именно к этому. Отсюда можно сделать вывод, что после снятия ограничений со стороны правительства в ближайшие годы между онлайн- и офлайн-ретейлом будет присутствовать баланс, и резкого перекоса без веских причин произойти не должно».

КОММЕНТАРИИ

Марина Губарева, основатель марки KISS THE RAIN: «Пока главенствующим трендом остается диверсификация структуры сбыта. Например, наша компания, составляя план развития своего интернет-магазина по продаже водонепроницаемых аксессуаров для обуви kisstherain.ru, принимает во внимание, что с появлением пандемии торговые центры и магазины были вынуждены приостановить свою работу, но при этом они не исчезли вовсе. Более того, со снятием ограничений поток покупателей заметно оживился – люди соскучились по живым ощущениям от шопинга, он остается одним из способов активного времяпрепровождения. Пока многие магазины были закрыты, покупатели часто писали нам в соцсети: «Можно ли как-то договориться о посещении магазина?»

Одновременно предпринимателям необходимо понимать, что если к осенне-зимнему периоду ситуация с заболеваемостью не будет устранена в корне, то волна ограничений повторится, и бизнес должен быть готов, а значит, уже сегодня нужно налаживать торговлю и оказание услуг в онлайн-формате. Мы наблюдаем много отличных примеров владивостокских предприятий, которые смогли вовремя и креативно адаптироваться к работе в дистанционном направлении. Конечно, если характер пандемии будет затяжной, то через несколько сезонов это может привести к полному краху офлайн-торговли. Но пока в это верится слабо и хочется думать, что в скором времени мы будем наблюдать стабилизацию. При этом развитый онлайн-канал взаимодействия с клиентами в любом случае окажется уже не лишним, ведь это глобальный тренд».

Ольга Булух, креативный директор интернет-магазина LonnaMag: «В настоящих условиях мы наблюдаем, что люди устали от онлайн-шопинга и хотят переключиться – походить по магазинам, совершая покупки «по-старому». Однако онлайн за краткосрочный период сделал большой шаг вперед, и те компании, которые влились «в тему», все равно будут оставаться в топе. В условиях сегодняшнего дня необходимо находить нужный баланс присутствия в Интернете для своей отрасли, потому как, например, услуги никак не предоставишь в онлайн-формате. Тем не менее пандемия научила потребителей чаще пользоваться различными поисками в Сети, дала понимание, что такой шопинг экономнее по времени и удобнее в целом. Поэтому сегодня нельзя забрасывать интернет-ресурсы и хотя бы минимально предоставлять информацию о себе, своей компании, чтобы клиент мог дозвониться, получить компетентную консультацию, информацию о местонахождении, проезде и времени работы компании. Однако мы убеждены, что будущее все равно за онлайн-шопингом, и на него сегодня нужно делать упор».

 

Комментарии (2)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Василий 2 месяца назад
0 0
Заработать так невозможно или нужно быть федерального масштаба, а в регионах это так просто руки занять.
RalphSoK 2 месяца назад
0 0
Кто пробовал так зарабатывать?
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ