2020-07-30T10:14:26+10:00 2020-07-30T10:14:26+10:00

Дмитрий Трубников: «Самое время заняться популяризацией краба»

фото: предоставлено "Русским крабом" |  Дмитрий Трубников: «Самое время заняться популяризацией краба»
фото: предоставлено "Русским крабом"

Первое полугодие выдалось сложным для рыбной отрасли и крабового сегмента. Закрытие границ и рынков, необходимость обеспечивать обсервацию экипажам и другие проблемы, которые принесла пандемия, осложнили задачу по вылову. Для группы компаний «Русский Краб», обладающей крупнейшим в Дальневосточном бассейне пакетом квот, ситуация оказалась особенно нетривиальной: в 2020-м группа впервые приступила к освоению объема добычи, в пять раз превышающего показатели предыдущих лет. Такая задача – вызов сама по себе. Итоги первого полугодия показали, что лидерский потенциал компании – не только в обладании ресурсом, но и в способности эффективно работать с ним даже в условиях шторма.

 По итогам отчетного периода вылов компании составил 6 398 тонн краба. Это половина годового объема квот и 18% от объема добычи всех крабопромысловых компаний региона.

 «Рыбалка – не завод. Всегда присутствует момент неопределенности. Но эти месяцы оказались без преувеличения сложными, – говорит генеральный директор ГК «Русский Краб» Дмитрий Трубников. – Мы сделали ставку на логистику – стараемся учесть все нюансы: прогноз погоды, тоннаж партии, ситуацию на погранпереходах, сроки обсервации экипажей, сроки оформления ветеринарных документов. Это огромная и очень кропотливая работа, которую мы ведем ежедневно».

 К настоящему моменту полностью освоены квоты на добычу крабов опилио, Бэрди и синего в Западно-Беринговоморской подзоне; крабов опилио, синего и равношипого в Западно-Камчатской подзоне; крабов опилио, Бэрди в Карагинской подзоне и синего краба в Северо-Охотоморской подзоне. В июне судно «Сартанг», принадлежащее ГК «Русский Краб», первым вышло на промысел камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне и осуществило первую крупную поставку из вылова 2020 г. на рынок Азии.

По мнению президента Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александра Дуплякова, именно стабильность поставок позволила компаниям сохранить азиатские рынки сбыта: «Российский краб традиционно потребляется в живом виде. Он наиболее ценен для ресторанов, корейские и китайские потребители готовы его приобретать. Эти поставки позволили компаниям не провалиться в финансовом плане, так как на предприятия сегодня ложится большая финансовая нагрузка, связанная с реализацией инвестиционных проектов по строительству краболовов. Есть у крабовых компаний и обязательные кредитные выплаты, связанные с займами на приобретение крабовых лотов на аукционах. Но лидеры отрасли весьма грамотно выстроили свою работу, и трудности начала года не обрушили рынок».

По словам Дмитрия Трубникова, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, спрос на живую продукцию в Южной Корее и Китае сохраняется. В первом полугодии на доли этих стран пришлось 56% и 42% экспортных поставок компании соответственно.

«Особенность работы с крабом в том, что его нужно доставить покупателям не просто живым, а в отличном состоянии здоровья, – говорит он. – Есть масса критериев, от которых зависит стоимость каждой партии товара. Каждая поставка – это, по сути, отдельный проект, который начинается с момента, когда судно опустило первые крабовые ловушки. Специалисты компании уже на этом этапе просчитывают, когда краб придет к покупателям».

Эксперты подчеркивают, что пока для крабового бизнеса Дальнего Востока приоритетными останутся традиционные рынки: крупнейшие страны-потребители краба, ближайшие к Приморью. Между тем в ГК «Русский Краб» уверены, что необходимо расширять географию потребления дальневосточного деликатеса. В перспективе прорабатывается выход на арабские страны, там неплохо знают и любят краба, а также в Европу.

«Сейчас самое время заняться популяризацией краба. Все добытчики ресурса, с которым я общался, согласны с этим. Краб – продукт уникальный, чем больше людей его будут знать и любить, тем больше они будут потреблять его.  Мы ставим цель распространять знание о продукте, прививать культуру его потребления», – рассказывает Дмитрий Трубников.

Кроме маркетинговых задач по популяризации краба и выхода на новые рынки сбыта, ГК «Русский Краб» решает задачу строительства нового краболовного флота. Контракт на строительство семи судов для вылова и перевозки живого краба заключен с Онежским судоремонтно-судостроительным заводом. Еще три краболова – процессоры – заказаны на Окской судоверфи в Нижегородской области. Строительство начато в соответствии с графиком, несмотря на ограничения в связи с карантином. На ОССЗ уже заложен киль головного судна, ведется изготовление секций первого серийного. 

Новые промысловые суда будут иметь ряд существенных преимуществ по сравнению с действующими. Это будет современный флот, в проект которого заложены инновационные для российской крабодобывающей отрасли решения: более емкая по объему система хранения краба с автоматической регулировкой ключевых параметров, обеспечивающих высокую сохранность живого краба, предусмотрена специальная схема выгрузки живой продукции в условиях низких температур и т.д. Жилой блок для плавсостава тоже будет значительно комфортнее – в 1,5 - 2 раза более просторные помещения, сауна, спортзал. Все помещения проектируются с минимизацией уровня шума и вибрации.

Проект краболовного судна 5712LS разработан компанией «Дамен Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) на основе технического задания и при участии специалистов ГК «Русский Краб».

В «Русском Крабе» считают, что этот судостроительный проект формирует новый стандарт отрасли как в техническом плане, так и в отношении участия заказчика в процессе судостроения. И это действительно так: строятся именно краболовы, а не перестраиваются рыболовецкие проекты. То есть это совершенно новые суда, в которых учтены требования компании к промысловому и технологическому оборудованию, его расположению на судне, системе эффективного хранения краба, возможностями судна по швартовке в море, по выгрузке краба на берег и т.д.

«Мы уже сейчас прорабатываем вопрос привлечения специалистов, в которых будет нуждаться новый флот, - говорит Дмитрий Трубников. - Взаимодействуем с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, чтобы привлекать кадры со всей страны, хотя в первую очередь рассчитываем на дальневосточников. Конечно, работа в море несопоставимо тяжелее, чем на суше.

Но и доходы рыбаков в ДФО на порядок выше, чем в Центральной России. Медианная зарплата по России – 27 тысяч рублей. Пай рядового моряка, на который мы ориентируемся, – 200 тысяч рублей. Грубо говоря, моряк на Дальнем Востоке за месяц может заработать столько, сколько рабочий во многих регионах за год. К тому же, моряки работают вахтовым методом – 4-8 месяцев в море».

Предприятия, входящие в группу компаний «Русский Краб», работают прозрачно, рассчитывая на построение долгосрочных отношений с плавсоставом: заплата «белая» плюс максимальная поддержка сотрудников. Дмитрий Трубников: «Производим субсидирование ипотеки в размере 2%, переобучаем людей за счет компании. Те, кто приходил работать в «Примкраб», продолжают работать в «Русском Крабе», растут вместе с компанией. Мы считаем важным заботиться о людях. Их непростой труд – основа нашего производства».  

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ