Американский след в летописи Приморья (Part II)\r

В первой части «К» рассказал о появлении 140 лет назад во Владивостоке граждан Северо-Американских Соединенных Штатов (так тогда назывались США), открытии здесь консульства нашего заокеанского соседа и о том, какой след оставили в Приморье янки в годы интервенции. Новейшая история свидетельствует, что за исключением периода холодной войны Россия и Соединенные Штаты могут мирно сотрудничать на общее благо своих народов.

Евгений ШОЛОХ, специально для «К»

Визит дружбы как предлог к «зачистке» на ТОФ

28 июля 1937 г. впервые в советский Владивосток прибыла с 4-дневным дружественным визитом эскадра ВМС США в составе крейсера «Аугуста» и четырех эскадренных миноносцев под флагом командующего Азиатским флотом США адмирала Ярнелла. Гостей из Америки представители командования ТОФ встречали еще на подходе к Владивостоку, выйдя к ним навстречу на эсминце «Сталин». Заморская эскадра бросила якорь в Золотом Роге у Комсомольской пристани (ныне Адмиральской). Духовой оркестр ТОФ встретил адмирала Ярнелла национальным гимном США и «Интернационалом», а почетный караул краснофлотцев блеснул перед ним своей выправкой и выучкой. А потом чередой пошли встречи и банкеты на берегу и на американском флагмане крейсере «Аугуста», в которых приняли участие командование ТОФ, представители горсовета и командный состав заокеанской эскадры. Главные тосты — за дружбу между двумя великими народами и сотрудничество (об участии партийных чиновников города и края в этих мероприятиях в дошедших до нас отчетах не говорится ни слова).

Американские моряки радушно принимали на борту крейсера «Аугуста» владивостокцев, знакомя их с вооружением и устройством крейсера, бытовыми условиями моряков. Янки секретов из этого не делали. Накануне отхода американской эскадры из Владивостока ее офицеров и матросов пригласили в городской театр им. М.Горького на оперетту «Веселая вдова». Днем 1 августа янки покинули Владивосток.

А вскоре после визита американцев во Владивосток на ТОФ начались репрессии. НКВД хватало командный и рядовой состав, простых владивостокцев, посетивших с экскурсией американские корабли, ставя всем им в вину «контакты» с проклятыми империалистами и работу в качестве агентов на вражеские разведки. А по Стране Советов тем временем крутили отснятую «Союзкинохроникой» киноленту под названием «Визит дружбы», рассказывающую о встрече представителей двух флотов во Владивостоке...

Кстати, неясна и судьба нескольких американских иммигрантов, которые в 1923 г. променяли свою родину на Советскую Россиию и были поселены под Никольском-Уссурийским. Известно, что в том же 1923 г. о них был снят пропагандистский фильм, а в 30-х следы их теряются...

Ленд-лиз, или Помощь из-за океана

Владивостокцы старшего поколения, вероятно, еще помнят о так называемом ленд-лизе, когда в годы Великой Отечественной войны правительство США по соглашению с руководством СССР поставляло нам продовольствие, одежду, самолеты, танки, автомобили, боеприпасы, гражданскую технику, топливо и т.п. Немалая часть этих грузов шла из-за океана во Владивосток (кстати, в Первую мировую войну через наш порт также шли поставки из Америки в Россию военно-хозяйственных грузов на миллиарды долларов), откуда они направлялись на фронт и нужды тыла. Так, к примеру, в годы войны по ленд-лизу только на ТОФ из США поступило 56 сторожевых кораблей, 56 тральщиков, 95 торпедных катеров, 32 больших охотника за подводными лодками, свыше 50 сторожевых катеров, десантных кораблей и других судов, миллионы тонн топлива.

Случалось, американские подводники, особо не желая вникать, что за судно попалось на их пути в Тихом океане, торпедировали наши пароходы, задействованные на перевозке грузов. Так их жертвами стали пароходы «Трансбалт», «Кола», «Ильмень», сейнер № 20 рыбозавода с острова Попова...

Противостояние в годы холодной войны

После Второй мировой войны недавние союзники по антигитлеровской коалиции США и СССР вступили на тропу холодной войны. Руководство Америки, вынашивая планы нападения на Советский Союз, направляло в воздушное пространство СССР десятки своих самолетов-разведчиков. И случалось, их самолеты занимались не только шпионажем. Так, 8 октября 1950 г. два самолета ВВС США «F-80» вторглись на территорию советского Приморья и внезапно атаковали аэродром ВВС ТОФ у селения Сухая Речка (Хасанский район), в результате чего было уничтожено семь наших самолетов.

А днем 18 ноября 1951 г. в 30 км южнее м. Гамова в заливе Петра Великого произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями «МиГ-15» и группой истребителей ВВС США «F-9». Об этом боестолкновении до сих пор имеются противоречивые сведения. Но известно, что в результате этой стычки три «МиГа» домой не вернулись: один потерпел аварию и упал в море у м. Льва, два других были сбиты в районе о. Фуругельма (оба обнаружены и подняты). Одному нашему пилоту удалось выброситься с парашютом, но ни живым ни мертвым он так и не был найден. Янки тогда повезло: только один их самолет пострадал, получив повреждения.

Очередной инцидент произошел рано утром 29 июля 1953 г. РЛС ТОФ в 130 милях к югу от м. Гамова был обнаружен неизвестный самолет, идущий курсом на Владивосток. Спустя 12 минут с аэродрома истребительно-авиационного полка в Николаевке по тревоге были подняты в воздух для прикрытия Владивостока и перехвата супостата два дежурных истребителя «МиГ-17», пилотируемые гвардии капитаном А.Рыбаковым и гвардии ст. лейтенантом Ю.Яблоновским. В 7 час. 11 мин. командир звена А.Рыбаков обнаружил над нашими терводами на расстоянии 10 км к югу от о. Аскольд большой 4-моторный самолет-нарушитель, оказавшийся бомбардировщиком «Б-50» с опознавательными знаками ВВС США. Янки ответили на сигнал наших пилотов, что они находятся в воздушном пространстве СССР и должны покинуть его, тем, что открыли огонь, повредив «МиГ» А.Рыбакова. Наши в ответ ударили из авиационных пушек. И в 7 час. 16 мин. — через 15 мин. после вхождения в советское воздушное пространство — «Б-50» ВВС США рухнул в воду в 8 милях к югу от о. Аскольд, где на глубине примерно 3 тыс. м его обломки покоятся по сей день. Спустя сутки американскому миноносцу удалось спасти одного из членов экипажа самолета — второго пилота лейтенанта Джона Роуга.

В годы холодной войны мы потеряли 14 самолетов. Один из них — санитарно-пассажирский «Ил-12», следовавший из Порт-Артура во Владивосток, был уничтожен истребителями ВВС США 27 июля 1953 г. — в день окончания войны в Корее (на борту находился 21 человек, в основном военные врачи). Урны с их прахом 18 декабря 1953 г. были преданы земле в сквере на остановке «Дальзаводская» во Владивостоке.

Рассказывали, был случай, когда американский стратегический бомбардировщик «Б-29» во время войны в Корее сбился с курса и сделал вынужденную посадку под Владивостоком. Экипаж был допрошен и отправлен на родину. А самолет-приблуду изучили до винтика и стали по его образу и подобию клепать собственные «стратеги». Любопытная деталь. В кабине американских пилотов висел чей-то личный фотоаппарат — немецкая «Лейка». Наши специалисты, получившие строгий приказ сделать все в точности, как у янки, на всякий случай скопировали и его. Так в СССР появился фотоаппарат «ФЭД»...

Как американский «Пескарь» сел в лужу у берегов Приморья

10 августа 1957 г. береговые РЛС ТОФ засекли у м. Поворотного цель, которая не отвечала на запросы. Как позже выяснится, это была дизельная подводная лодка-шпион ВМС США «Гадшен» со специалистами радиоразведки на борту, вторгнувшаяся в пределы нашей 12-мильной зоны. Командир субмарины лейтенант Н.Бессак был уверен в своей безнаказанности. Возможно, все сошло бы ему с рук и на сей раз, но оплошал вахтенный на рулях, ошибочные действия которого привели к тому, что «Пескаря», всплывшего под перископ, средь белого дня выбросило на поверхность. Тут-то его и засекли наши РЛС.

Дежурная поисково-ударная группа (ПУГ) в составе трех малых противолодочных кораблей по боевой тревоге устремилась из Владивостока к Поворотному. В указанном квадрате стоял туман. Когда он стал рассеиваться, наши моряки обнаружили контуры неизвестной субмарины в надводном положении, которая, в свою очередь заметив корабли, срочно ушла под воду. Однако с ней был установлен гидроакустический контакт. Лодка взяла курс на юг. Противолодочники начали преследование, время от времени забрасывая ее ручными гранатами, вытесняя из наших тервод.

Преследование длилось двое суток. К вечеру 12 августа лодке, видимо, потребовался воздух: прямо по курсу МПК-469 появились перископ и другие выдвижные устройства субмарины. Но ее командир, увидев в упор МПК, дал команду на экстренное погружение. Едва лодка погрузилась, как на то место, где она только что была, наехал МПК-469, не успевший отвернуть в сторону. Янки повезло: они чудом уклонились от столкновения. А вскоре командир ПУГ дал семафор на корабли: «Застопорить ход. Лечь в дрейф. Мы в нейтральных водах». Спустя минут 10 после того, как на нее «наехал» МПК-469, субмарина всплыла. Дав ход дизелями, она дала семафор нашим кораблям: «Находимся в нейтральных водах. Прекратите преследование!». Затем дала ход и пошла восвояси курсом к своей базе в Йокосуке (Япония). Позже стало известно, что командира «Пескаря» за прокол у Поворотного сняли с должности и отправили в отставку...

Встреча Брежнева и Форда

В ноябре 1974 г. нашему городу волею случая выпало стать местом встречи лидеров двух великих государств: президента США Дж.Форда и генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева. Понятно, что встретились они не пивка попить, а в ходе рабочей встречи обсудить наиважнейшие вопросы ограничения стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Владивосток к столь высокому визиту был вычищен и вылизан, в магазины, давно испытывающие дефицит всего и вся, были спешно завезены разносолы.

Поселили президента США на Санаторной. Там же обитал в те памятные дни и наш Леонид Ильич с многочисленной челядью и охраной.

И снова янки в гости к нам

Спустя 53 года после визита дружбы 1937-го, 10 сентября 1990 г., во Владивосток с 5-суточным визитом вновь прибыли американские корабли: ракетный крейсер «Принстон» и фрегат «Рубен Джеймс» под флагом командующего Тихоокеанским флотом ВМС США адмирала Ч.Ларсена. Тот их визит к нам запомнился, прежде всего, дикими очередями владивостокцев и гостей города, стремившихся попасть на экскурсию на корабли ВМС США. Определенная часть наших сограждан ломилась на заморские корабли как на своего рода «привоз», об этом свидетельствовали сумки и пакеты, из которых они извлекали всякую всячину, навязывая «чейндж» американцам. Те снисходительно улыбались, уступая под натиском страждущим безделушки. Так начиналось новое пришествие янки в город нашенский, а у приморцев — знакомство с буржуйской жизнью.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ