Портовики расстроились. Минтранс угрожает забирать причалы

фото KONKURENT |  Портовики расстроились. Минтранс угрожает забирать причалы
фото KONKURENT

Разработанные Минтрансом к закону «О морских портах» поправки, устанавливающие дополнительные требования к инвесторам, дискриминируют бизнес. Об этом говорится в соответствующей жалобе в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), написанной Ассоциацией морских торговых портов (АСОП).

Согласно поправкам, предлагается законодательно закрепить, что строительство или реконструкция морского порта могут осуществляться на основании декларации о намерениях. Ее должен согласовать Росморречфлот, и только после этого проект может быть включен в документы стратегического планирования РФ. Требования к содержанию таких деклараций (предпроектные материалы инвестора о разработке и реализации проекта) и порядок ее согласования утверждаются Минтрансом.

В декларации прописываются обязательства инвестора по срокам и инвестициям, а также по предоставлению обеспечения исполнения соглашения. Обеспечение может предоставляться в виде денежных средств, банковской гарантии или поручительства. Выбор способа остается за инвестором. Размер обеспечения в документе не указывается.

В соглашении прописывается ответственность инвестора за неисполнение принятых обязательств, а также обязательства Росморречфлота и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по передаче инвестору в аренду объектов недвижимости, земельных участков и т. д., требующихся инвестору для реализации проекта. Если инвестор нарушает условия соглашения – срывает сроки, вкладывает недостаточно средств, то соглашение разрывается, причем понесенные инвестором затраты ему не возмещаются. Также подлежат расторжению заключенные договоры аренды земельных участков и иных объектов недвижимости.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в последнее время растет число проектов морских портов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределенный срок.

В связи с этим земельные участки, предоставленные инвесторам для реализации проектов, ими не используются. К примеру, приостановлена реализация четырех проектов на Дальнем Востоке и двух в Азово-Черноморском бассейне из-за отсутствия у инвесторов возможности их финансирования. Теперь правительство думает о том, чтобы исключить такие проекты из комплексного плана магистральной инфраструктуры

Вопрос о неоднозначной ситуации с проектами по развитию и модернизации портовой инфраструктуры не раз поднимался вице-премьером – полпредом президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым. В 2018 г. полпред был вынужден в жесткой форме заявить, что «часть портов, где инвесторы не торопятся, будут отбирать и выставлять на аукцион». А текущим летом он поручил Минтрансу совместно с правительством Приморского края провести комплексную проверку исполнения арендаторами земельных участков в морских портах своих обязательств по реализации инвестиционных проектов.

Однако новые постулаты Минтранса, по мнению АСОП, грубо нарушают права собственности инвестора. Положение о невозмещении расходов может рассматриваться как коррупциогенное, считают в ассоциации. Так, нарушение сроков строительства, что является главным основанием для разрыва соглашений, чаще всего случается по объективным причинам, при этом «у органа исполнительной власти как стороны соглашения возникают преимущества и возможности оказания давления на инвестора под угрозой лишения его инвестиций».

В ФАС с этим не согласны. Заместитель главы ФАС Александр Редько заявил, что законопроект Минтранса «предъявляет разумные требования к инвесторам морских портов – выполнять свои обязательства в срок, если хочешь, чтобы государство развивало инфраструктуру».

Это повышает эффективность государственных вложений и отчасти исправляет перекос, когда ответственность за развитие инфраструктуры лежит на государстве, а доходы от деятельности порта идут инвестору, поясняет чиновник.

«Полагаем верным дополнить законопроект положениями о повышении платы за аренду государственного имущества в портах от текущих копеечных расценок до справедливого рыночного уровня. Дополнительные 30 млрд руб. в год источников на строительство инфраструктуры новых портов и железнодорожных подходов к ним кардинально улучшат ситуацию с конкуренцией и доступностью портовых услуг, в том числе позволят завершить переориентацию перевалки грузов из сопредельных государств»,– заключил Редько.


Самые свежие новости от KONKURENT.RU в Telegram


 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ