Предприниматели Приморья задумались над законами сохранения ТЦ

фото KONKURENT |  Предприниматели Приморья задумались над законами сохранения ТЦ
фото KONKURENT

Собственники торговой недвижимости и их арендаторы провели самоизоляцию в напряженном противостоянии. Как теперь изменились их отношения?

До коронавируса арендаторы торговых площадей были готовы переплатить за квадратные метры, лишь бы выгодно разместить свой магазин и получать стабильный доход. Но в период пандемии в Приморском крае, как и в большинстве регионов России, власти ввели режим повышенной готовности и закрыли торговые центры. Казавшийся защищенным от любых кризисов сегмент аренды коммерческой недвижимости был атакован арендаторами, требующими уступок и лояльного к себе отношения.

«Война» велась с переменным успехом. «Любой разумный арендодатель понимал, что в сложных условиях «всеобщего закрытия» торговли было проще и выгоднее договориться с арендатором, чем выжимать из него последнее, подводя к точке невозврата, – говорит Олег Пикалов, генеральный директор ООО «Стройзаказ», застройщик ТЦ «Черемушки» и бизнес-центра City Hall. – В пандемию важно было не рассориться с арендаторами, но сохранить с ними нормальные отношения. Новых бизнесов у нас не появляется, а со старыми необходимо искать компромисс».

В основном договоренности основывались на рассрочке платежей, при этом коммунальные и эксплуатационные расходы не учитывались. Сергей Арбузов, управляющий ТРЦ «Седанка-Сити»: «В новой реальности пострадали и арендодатели, и арендаторы, и потребитель. Все остались без денег. Несколько месяцев мы не получали прибыль от слова «совсем», так как деятельность ретейла была прекращена. Но от уплаты налогов, заработной платы сотрудникам центра и остальных платежей нас никто не освобождал. Поэтому нужно было искать выход с минимальными потерями».

Скидки собственников и управляющих ТЦ варьировались от 30 до 90%. Владимир Бабов, заместитель генерального директора ГК «Зеленый остров»: «Полностью отменить арендные платежи мы не могли, так как текущие расходы на коммунальные услуги, охрану, противопожарную защиту и тому подобное никто не отменял».

За проявленную гибкость ТЦ были вознаграждены: массовой ротации арендаторов не случилось. Разрывы договорных отношений были, но в редких случаях. По оценке экспертов, в период карантина с рынка ушло около 10% предпринимателей, арендующих торговые помещения.

По мнению Игоря Згиблого, управляющего ТК «Березка», ротация шла и в разрезе смены некоторыми арендаторами больших торговых площадей на более компактные: те, кто занимал 300 кв. м, переехали в 150, кто занимал 150 – переехал в 40 «квадратов». «Если говорить о «Березке», за время кризиса мы потеряли только одного крупного арендатора, но он и так собирался уходить. Основные силы в пандемию были направлены на достижение компромисса с арендаторами», – говорит Игорь Згиблый.

«Основная часть арендаторов в ТЦ все-таки сохранилась. Но были и такие, кого подкосила неопределенная ситуация», – отмечает Андрей Бирюлин, начальник коммерческого отдела ООО «Меридиан Девелопмент».

Распрощаться с бизнесом решились 1–2% арендаторов в каждом ТЦ. «Катализатором стало падение выручки. В этих условиях временное снижение аренды – жизненная необходимость. Пусть и в ущерб собственным финансовым интересам», – уточнил Владимир Бабов.

Большинство владельцев ТЦ понимают, что через некоторое время торговля восстановится, доход увеличится, и то торговое место, которое несло убытки, сможет нормально функционировать. Пока же торговые центры продолжают нести убытки. При возобновлении деятельности владельцам ТЦ пришлось закупать дозаторы с дезинфицирующими средствами для посетителей на входе, средства для обработки рук и помещений, устанавливать дополнительные циркуляторы воздуха, а также заключить договоры на вывоз ТБО, если таковые не были заключены ранее.

Владимир Бабов: «Новой проблемой стали участившиеся проверки, а в нашем случае – часто необоснованные претензии. Например, мы не можем принудительно заставлять посетителей носить маски. Нет такого законного основания, по которому продавец откажется обслуживать покупателя без средств защиты на нем. Мы, конечно, выполняем рекомендации Роспотребнадзора, но не несем никакой ответственности за людей, посещающих наш торговый центр. В этой связи попытки наложения на администрацию каких-либо штрафных санкций не имеют никаких законных оснований».

Сергей Арбузов: «Своим арендаторам мы за свой счет закупили и наклеили на их рабочих местах стикеры с информацией о соблюдении дистанции, по всей площади ТРЦ развесили таблички-предупреждения о важности соблюдения эпидемиологических мер. Также соблюдаются нормы по дезинфекции и вентиляции помещений. За нарушение санитарно-эпидемиологических норм на руководителей ТРЦ или магазинов налагается штраф от 40 тыс. рублей и выше».

При этом трафик в ТЦ по-прежнему невелик. Как считают эксперты, это связано с тем, что начался летний сезон (люди живут на даче), другие просто отдыхают, а третьи стараются придерживаться строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических мер.

Есть и другая причина. Переход на дистанционную форму работы стал для многих бизнесменов возможностью выстоять во время пандемии. Если большинство крупных ретейлеров уже имело свои интернет-магазины и продолжило развивать способы выдачи и доставки товаров, то многим объектам МСП пришлось переходить в онлайн экстренно и в короткие сроки. Отслеживая эту тенденцию, эксперты прогнозировали, что и после снятия карантинных мер многие предпочтут остаться в онлайне, совершенствуя эти бизнес-процессы и полностью отказавшись от офлайн-режима.

Игорь Згиблый: «Поэтому сниженная аренда у нас продлена до конца года, так как мы отлично понимаем, что мало начать работать, – нужно дать возможность бизнесу заработать. Конечно, мы могли бы заморозить аренду, закон позволяет. Но позже арендаторам все равно пришлось бы отдавать деньги в полном объеме, что стало бы дополнительным ударом по предпринимателям».

Андрей Бирюлин: «Определенно, продолжаются тренды прошлых кризисных периодов. Между делом идет постепенный переход большой доли местных арендаторов на оплату исходя из товарооборота, а не фиксированным платежом».

При этом арендаторы стали обращать внимание на пункт о форс-мажоре, которому не придавали ранее особого значения. «Они теперь просят прописывать частные случаи в договорах, учитывать то, на чем обожглись на практике пандемийного периода, просчитывать денежные риски при этих условиях», – перечислил некоторые требования Алексей Савенко, руководитель отдела брокериджа компании ESTATE GROUP.

Очевидно, что в этом году торговая недвижимость не выйдет на докризисные показатели. Но частично падение компенсируется в традиционно хлебное время для ретейла – перед новогодними праздниками.

Олег Пикалов: «После снятия ограничений торговые центры начнут восстанавливаться, но выходить из кризиса мы будем минимум до середины следующего года, пока не возобновится туристический поток и не начнет оживать бизнес. Поэтому локальное снижение аренды во многих ТЦ продлится, скорее всего, до конца текущего года. Восстановится бизнес – восстановится аренда».


Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram


 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ