Почему Китай боялся восточных варваров

фото: ru.wikipedia.org |  Почему Китай боялся восточных варваров
фото: ru.wikipedia.org

Согласно древним хроникам, на северо-востоке от Великой Китайской стены проживали варвары – народы, не знавшие этикета, у которых не было никаких государственных установлений и правил. Все эти варвары были дикие по своим обычаям и безобразные по своему облику.

Распускающие волосы, татуирующие тело, а некоторые из них не употребляли злаков и не готовили пищу на огне. Одевались в перья и шерсть и жили в пещерах. Мыли руки мочой. «При встрече почтение оказывают приподнятием одной ноги». Зимой мазались свиным жиром. «Не имели письменности и туши. Договаривались на словах». «Собираются толпами, днем и ночью беспрерывно поют и пляшут, пьют вино». «Живущие в шалашах знают, что такое ветер, живущие в ямах знают, что такое дождь».

Этих варваров звали Восточные И – «восточные варвары», Дун И – «люди с большими луками» – воинственные племена к востоку от горы Бусянь (Чанбайшань). Проживали они как раз на территории Приморья. Хотя в самом Приморье сохранилось только единственное изображение такого дикого лучника, выцарапанное на пластине из отшлифованного глинистого сланца, найденное в раскопе в бухте Экспедиции на мысе Шелеха и хранящееся в Посьетском музее.

Варвары были разделены на девять племен: илоу, сушэни и воцзюй. Это были суровые люди, так как жили они в суровых условиях крутых обрывистых гор. Жили общинами, торговали, враждовали между собой. Как приз победы брали друг у друга женщин в жены. Рожали детей. Жили в землянках. Стали все более и более обживать побережье. Стали строить корабли, на которых «вторгаются и грабят. От более сильного Китая и Кореи, периодически примирявших этих варваров, откупались четырьмя широко известными за пределами Приморья его богатствами: голубыми камнями, наконечниками для стрел, ловчими птицами и красивыми женщинами. Умерших хоронили головами на юг, помещая в могилу свинью – на дальнюю дорогу в другой, подземный мир духов. Богатые семьи клали по несколько сотен свиней».

«Из-за неприступности гор, в которых они обитают, люди соседних государств боятся их луков и стрел и в результате не могут покорить их. Жители прекрасно стреляют из лука и, целясь в людей, не знают промаха, так что могут попадать в глаз человеку. Стрелы источают яд, поэтому при попадании люди погибают. Копьецо делают из черного камня и намазывают ядом, от коего раненый тотчас умирает. Они часто на кораблях совершают грабительские набеги на соседние страны, чем причиняют им страшные бедствия».

Тем не менее всем приходилось считаться друг с другом. Уже к первому правителю первого китайского государства Чжоу У-вану прибыли представители рода сушэнь для совершения обряда бинь – троекратного надевания шапки на нового короля при его вступлении на трон. И для поднесения стрел ху и каменных наконечников.

«Как только второй джоусский правитель Чэн-ван покарал племена Восточных И, сушэни явились к вану с поздравлениями. Ван одарил их правителя Жун-бо и пожаловал повеление – признал их существование как данников. Также сушэни приезжали ко двору как минимум еще двух чжоусских императоров. А уже через 125 лет после первого посещения Чжоу, при пятом короле Му-ване, собрали других варваров и дерзко двинулись на столицу. После их не было слышно тысячу лет», – гласят хроники.

Со своей стороны китайские правители периодически тоже предпринимали походы против «восточных варваров» и сушэней, илоу, воцзюй в частности.

В этих походах китайцы продолжали собирать сведения обо всех племенах, и вот что известно нам о племенах сушэней, населявших Приморье во втором тысячелетии до нашей эры: «В их стране на северо-востоке имеется гора, производящая камень. Его острие проникает в железо, желающие взять его непременно сперва молятся духу».

У сушэней не было старейшин, а всем управляли наследственные вожди. Воины сушэней носили кожаные и костяные панцири. В их стране «есть дерево, называемое лочан. Когда в Срединном государстве на престол восходит добродетельный император, это дерево родит кору, из которой делают одежду».

Сушэни не занимались сельским хозяйством («нет возделанных земель»), но разводили лошадей на продажу и обмен. «Живут в глубоких долинах и ущельях диких гор. Их дороги опасны, непроходимы для лошадей и повозок. Летом живут в гнездах (шалашах), зимой в ямах (землянках). Не имеют письменности и туши, договариваются на словах. Нет коров и овец, разводят много свиней. Одежда из их кожи. Сидят, вытянув ноги, ногами зажимают мясо и едят. На мороженое мясо садятся сверху и отогревают. В их землях не вываривают соль, не плавят железа, сжигают дерево, получают золу, ее разводят в воде и употребляют в пищу. В обиходе все завязывают волосы узлом. Чтобы прикрыть тело, спереди и сзади оборачиваются передником шириною один чи с небольшим.

Желающий вступить в брак мужчина украшает перьями голову женщины. Если женщина согласна, то по обычаю оставляет их в знак согласия выйти замуж, только после этого происходит церемония брака. Замужние женщины честны, а девушки развратны, ценят силу и молодость, презирают слабость и старость.

Умерших в тот же день хоронят в глуши. Из связанных стволов делают небольшой гроб. Убивают свиней и наваливают сверху гроба. Богатые семьи несколько сотен, бедные люди несколько десятков. Это пища для умершего. Засыпают могилу землей, оставляют на поверхности концы связывающих гроб веревок, на них льют жертвенное вино, обряд жертвоприношения не прекращается, пока веревки не сгнивают.

Характер дерзкий и свирепый, между ними нет взаимной заботы, не скорбят о смерти близких. Когда отец и мать умирают, мужчины не плачут, тех, кто плачет, называют слабыми.

Не важно, много ли или мало украл, всех воров убивают, поэтому даже в безлюдных местах не преступают закон. Есть каменные наконечники стрел, панцири из кожи и кости, самострелы из дерева тань [березы черной дальневосточной даурской] длиной три чи и пять цунь, стрелы из дерева ху [бересклета Маака] длиной один чи и один чжи».

В это время сами сушэни были окружены кольцом различных царств. Все эти царства то захватывали друг друга, то дружили. Периоды истории тех лет так и назывались: то Весен и Осеней, то – Сражающихся царств. Но были эти царства расположены рядом и порой имели родственные связи. Пользуясь этим, будучи известным мудрецом (учителем 10 000 поколений), по всем царствам ездил философ Конфуций, собирая их исторические предания, встречаясь с придворными историками, разговаривая со старыми сказителями и роясь в царских хранилищах гадательных панцирей и прочих древностей. Все увиденное и услышанное он также систематизировал в летописи разных княжеств. Ему мы и обязаны и первым упоминанием народов Приморья в реальной истории.

Сушэни еще долго являлись данниками различных китайских царств. «В 4-й месяц весны 3-го года эры Цзинъюань (262 г.) область Ляодун сообщает: явились посол и толмач владения Сушэнь с данью, преподнесли из этого владения тридцать самострелов длиной три чи и пять цунь, стрелы из дерева ху длиной один чи и восемь цунь, триста каменных наконечников стрел, двадцать сборных панцирей из кожи, кости, железа, четыреста соболиных шкурок. Император распорядился передать дары в ведомство главнокомандующего».

Сушэни постоянно вели и войны с соседними корейцами. В 280 году Сушэнь совершили набег и вырезали население пограничной области корейского царства Когуре. В ответ король-ван Когуре послал своего младшего брата Тальга атаковать войско сушэней. Тальга «захватил город-крепость сушэней, убил их вождя, а более шестисот семей переселил в Корею. Семь деревень, которые сдались, превратил в зависимые общины. Ван был весьма доволен и возвел Тальга в сан князя – умиротворителя страны и поручил ему управление сушэньскими поселениями». В 398 г. Когуре полностью завоевало земли сушэней на северо-востоке от Великой Китайской стены. И упоминание о них исчезает из новых исторических хроник, оставаясь только в сочинениях великого Конфуция.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»


Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram


 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ