Русаленко Сергей Леонидович, помощник мэра Владивостока по вопросам предпринимательства.
Возраст: 49 лет.
Место рождения: Владивосток.
Образование: Дальрыбвтуз, специальность «экономика и организация промышленности продовольственных товаров» (1980).
Карьера: Владивостокский морской торговый порт — от экономиста до инженера комитета народного контроля (1980-1989); завотделом социально-экономического развития Фрунзенского исполкома (1989-1990); начальник государственной налоговой инспекции по Фрунзенскому району (1990-1992); замначальника по экономике ПК «Морской вокзал» (1992); начальник отдела аудита ДАПКО «Акфес» (1992-1995); президент общественного объединения «Приморский общественный фонд содействия предотвращению банкротств и помощи налогоплательщикам» (1995).
Состав семьи: жена, сын.
Главное личное достоинство: работоспособность.
Главный недостаток: «не слежу за здоровьем».
Лидер регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Русаленко считает сегодняшний бизнес занятием «на собственный страх и риск». Недавно он сам рискнул, став чиновником. В чем риск? Ведь сохранить в новом качестве свободу убеждений и остаться «своим» в бизнес-кругах довольно сложно.
Объект косых взглядов
— Сергей Леонидович, удобно ли вам в чиновничьем кресле?
— Я не так долго в нем сижу, чтобы прочувствовать все плюсы и минусы нынешнего положения. С другой стороны, в 2001 году я баллотировался в Законодательное собрание края, но не набрал необходимого количества голосов. Так что примерять пиджак чиновника мне не в новинку.
— Как, собственно, получилось, что вы стали помощником мэра?
— За то время, что существовала межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства в Приморском крае, нам только однажды удалось выслушать представителя городской администрации. Шли мы к этому долго — только четвертая попытка увенчалась успехом. Складывалось впечатление, что мэрия нехотя идет на диалог с бизнесменами, и уж тем более особо не распространялась о своих проектах по развитию предпринимательства во Владивостоке. Поэтому сразу после выборов я отправился к новоиспеченному мэру узнать, каким ему представляется развитие местного бизнеса и как он намерен решать проблемы в этой сфере. Диалог состоялся конструктивный, и уже через неделю после первой встречи Владимир Николаев пригласил меня на должность помощника по вопросам предпринимательства.
— Бизнес-сообщество Владивостока после этого назначения косо не смотрит? Ведь сегодня вы находитесь, в сущности, по другую сторону...
— К сожалению, смотрит. Хотя мне не совсем понятно почему. Дело в том, что решения, которые принимались бы в различных ассоциациях, практически немедленно находили бы свое отражение в стенах городской администрации. Это же может открыть новые возможности для предпринимателей! Ведь используемая ими все эти годы схема — обращение к депутату, который пытался продвинуть те или иные идеи на самый верх — сегодня мало приносит пользы. А так степень лоббистских взаимосвязей предпринимателей с реальной властью будет намного выше. Да и решения будут приниматься оперативно.
— Может, ключевую роль в недоверии к вам сыграл тот факт, что мэрия слишком уж резво приняла решение о повышении арендных ставок на муниципальное имущество, при этом не особо прислушавшись к мнению арендаторов?
— Наверное, в этом вопросе действительно стоило активнее вести диалог с предпринимателями. Однако я бы не сказал, что решение об увеличении арендных ставок было поспешным — все-таки причина была объективной. Команда только-только собралась, а уже надо было принимать бюджет на 2005 год. Поэтому в срочном порядке пришлось выстраивать цифры, разбираться в денежных объемах. Но я хочу подчеркнуть, что речи о пятикратном увеличении арендной платы за муниципальное имущество, о чем раструбили сегодня, не идет. Повысился лишь коэффициент доходности (с 0,02 на 0,1). А это всего-навсего одна составляющая вычисления арендной платы. Конечно, коэффициент этот базовый, но все еще есть понижающие коэффициенты.
— А как же разговоры о скорой кончине малого бизнеса во Владивостоке?
— Это домыслы. И вообще, создается впечатление, что кто-то манипулирует деловыми людьми. Сегодня из 26,5 тысячи субъектов малого предпринимательства в городе только 1,8 тысячи работают с мэрией на договорных основах. Вряд ли малый бизнес умрет. К тому же повысилась не сама арендная плата, а всего лишь один коэффициент.
Право на серый цвет
— По мнению наблюдателей, жители Владивостока оценивают деятельность мэра Николаева либо в белом, либо в черном цвете. Третьего не дано?
— Странное дело: когда власть вообще не поворачивалась лицом к бизнесу, ничего в этом роде не писали. Как только появился человек со смелыми и интересными идеями, сразу началось информационное давление. Каждый человек ошибается, но об ошибках должно судить общество. Власть же обязана нести ответственность за проводимую политику и делать так, чтобы ошибки эти никоим образом не отражались на населении.
— Вы рассуждаете уже как политик. Должность затягивает?
— Хочется в процессе уйти от политики, но разные ситуации так или иначе к ней подталкивают. Хотя такие понятия, как экономика и политика, в нашей стране так переплелись, что иной раз трудно отделить одно от другого. Главное, на мой взгляд, иметь цели и задачи в развитии предпринимательства, тогда политика будет меньше влиять на решения.
— И как, получается?
— Занятие бизнесом — это деятельность на свой страх и риск. Не все приморские бизнесмены это пока осознают. Привыкли считать государство главным рэкетиром, на том и стоят. А чтобы самим учиться, строить стратегии... Сдвинуть дело возможно только при участии обеих сторон. Власти и бизнесу придется по-другому взглянуть на происходящие в стране экономические процессы, перестроиться и совместными усилиями развивать малый и средний бизнес. Тогда никакая политика не помешает.
Естественный отбор
— Сегодня в Приморском крае, да и по всей стране, действует огромное количество разных ассоциаций и общественных организаций. При этом каждая отстаивает свои интересы. Как вы считаете, плюрализм во мнениях не мешает становлению малого и среднего бизнеса?
— Действительно, ассоциаций и объединений множество. Но найти, услышать здравый смысл в хоре мнений можно. Общественный совет предпринимателей края показывает: привлекая «свежие головы», намного легче отстаивать интересы бизнеса. Так что плюрализм не мешает, скорее наоборот. Что касается процесса становления, то он продолжается. Скоро выйдут законы «Об общественных палатах» и «О саморегулируемых организациях», которые придадут деятельности ассоциаций некую законодательную окраску. Тогда и работать станет легче.
— Вы не раз говорили, что «Опора России» принимает в собственные ряды не каждого желающего. Какими критериями руководствуетесь?
— Это не совсем так. В принципе, мы принимаем всех. Но в уставе организации предусмотрен отбор, которым занимается специальный совет. Просто мы решили пока не открывать широко двери, если хотите, не заниматься PR. В связи с этим и подходим осторожно к кандидатам, понимая, что у каждого предпринимателя свои взгляды, свое мнение.
— Другими словами, бизнесмены должны подстраиваться под ассоциацию?
— Нет, потому что в каждой общественной организации есть собственные устав, цели и задачи. Предприниматель может спокойно ознакомиться с ними и сделать выбор. Может быть, внутренне бизнесмену придется подстраиваться. Но это уже зависит от психологии человека.
— Вы лично знакомы с самыми успешными и состоятельными деловыми людьми Владивостока или общаетесь главным образом с коммерсантами средней руки?
— Я стараюсь поддерживать хорошие отношения со всеми. Знаком с коллегами по организации из других региональных отделений, некоторыми крупными бизнесменами. Не с олигархами, а с людьми, которые занимаются обычным бизнесом. Например, с Коркуновым.
— Что, на ваш взгляд, больше всего препятствует развитию бизнеса во Владивостоке?
— Законодательная неопределенность. И в первую очередь на федеральном уровне. Российские законы, касающиеся предпринимательства, зачастую противоречивы, не имеют однозначного толкования. Практически каждые полгода в них вносятся изменения. И если не изучать законы, бизнес может понести колоссальный ущерб (пример «ЮКОСа» в этом отношении очень показателен). Вот и с 1 января 2005 года в муниципалитетах сокращают местные налоги с 24 до 2. Останутся только налог на имущество физических лиц и земельный налог. В таких условиях администрации придется пересмотреть статьи дохода городского бюджета (аренда и прочие), что неминуемо приведет к недовольству бизнес-сообщества. Ничего не поделаешь — городу надо на чем-то зарабатывать.
БЛИЦ
— Как называлась последняя прочитанная вами книга?
— «Налоговый кодекс РФ». Читаю его и сейчас.
— Судя по украинской фамилии, вам должны нравиться обильный стол и сытная еда: борщ, галушки, сало...
— Вкусно поесть не отказываюсь. Правда, не всегда есть время на это.
— Когда впервые заработали деньги?
— В юности, будучи артистом ансамбля «Коробейники» и группы «Баллада». Нам платили за концерты.
— Какой результат показали в октябрьском кроссе, в котором участвовали чиновники администрации Владивостока?
— Я находился «в тылу» и фотографировал.
— Что больше всего цените в людях?
— Искренность и верность.
— Любимый актер?
— Аль Пачино. Очень достоверно играет совершенно противоположных персонажей. Еще мне нравится его напутствие новичкам: «Я смог добиться успеха, значит, сможете добиться и вы!».