ОАО «Пивоиндустрия Приморья» дважды пользовалось услугами российских лизинговых компаний. По словам исполнительного директора компании Игоря Мухачева, наш доморощенный лизинг пока еще далек от совершенства и больше отвечает интересам банков, которые за ним стоят, нежели предприятий промышленности. Это одна из основных причин того, что лизинг в нашей стране еще очень слабо распространен.
— Игорь Алексеевич, возможен ли лизинг в России, и в Приморье в частности?
— Не знаю, как другие бизнесмены, но лично я воспринимаю российский лизинг, как одну из форм банковского кредитования — и только. Смею это утверждать на том основании, что я еще не встречал российскую лизинговую компанию, которая бы обладала достаточным собственным капиталом, чтобы осуществлять такие операции долгосрочно и под приемлемые проценты. Как правило, это обычный банковский процент плюс комиссионные самой лизинговой компании и налоги. Иначе говоря, схема лизинга в России пока выглядит достаточно искусственно, наверное поэтому она работает не очень хорошо.
Конечно, какие-то преимущества у лизинга в России в его нынешнем виде есть. В частности, эти преимущества заключаются в том, что лизинговые платежи можно отнести на себестоимость, а также достаточно быстро самортизировать имущество, но эти схемы при реализации крупных проектов, как правило, не работают. Дело в том, что лизинговые компании обычно аффилированы с соответствующими банками, которым ранее они были нужны только для того, чтобы иметь лицензию на ведение лизинговой деятельности. Таким образом, все решения принимает кредитный комитет банка, который требует точно такие же гарантии и обеспечение со стороны лизингополучателя, как и в случае, если банк просто выдает кредит.
— Выходит, лизинговое имущество не является залогом?
— Нет, является, но, как и при стандартном кредитовании, банк оценивает его с коэффициентом от 0,7 до 0,5, то есть, как правило, в сторону уменьшения. Формально это имущество оформляется в виде залога, то есть является собственностью лизинговой компании, которая в свою очередь передает его в залог банку, но при этом с лизингополучателя еще и требуется первоначальный платеж в размере не менее 30% от стоимости имущества.
— Получается слишком громоздкая схема и не слишком выгодная для предприятия?
— Это действительно так. Лизинговая компания и банк, который за ней стоит, очень щепетильно относятся к имуществу, которое является предметом лизинга: оно должно быть ликвидным плюс на него накладывают массу всяческих ограничений. Мы вели переговоры с одной московской компанией по лизингу транспортных средств, но сделка не состоялась.
— И почему?
— По мнению московских банкиров, Владивосток находится настолько далеко, что здесь ничего нельзя проконтролировать. Их требование было абсурдным: чтобы имущество — грузовики — находилось во Владивостоке и никуда не перемещалось без письменного разрешения лизингодателя! Представляете, мы приобретаем автотранспорт, чтобы на нем перевозить грузы по всему Дальнему Востоку, а нам говорят: «Нет, грузовики должны находиться только во Владивостоке!» В принципе, такая позиция банкиров совершенно понятна — они прежде всего ориентируются на уменьшение доли рисков. В этом вся загвоздка.
— Тем не менее вы все же воспользовались лизинговыми схемами при приобретении грузовиков...
— Мы не стали брать кредит в банке для приобретения оборудования, потому что в тот период у нас не набралось оборудования для обеспечения суммы залога. Оказалось проще воспользоваться лизингом для быстрого получения денег на длительный срок при том, что, повторяю, нам нечего тогда было предоставить в залог. В нашем случае удачно сложились все обстоятельства: был банк — «Альфа-Банк», лизинговая компания — «Альфа-лизинг», была потребность в оборудовании у нас.
— Что было предметом сделки?
15 грузовиков: семь — 40-тонников и восемь — 10-тонников. Лизинговый договор был заключен на три года и был выгоден для нашего предприятия. Почему? Дело в том, что поставка всей партии грузовиков осуществлялась по частям в течение шести месяцев, соответственно, те же 30% первоначального взноса также были растянуты на полгода. Однако возникли другие сложности.
— Какие же?
— В течение двух месяцев мы не могли поставить эти грузовики на учет в ГАИ, следовательно, они не могли работать. Это был классический случай, когда верх над федеральным законом взяли ведомственные инструкции. Дело в том, что техника находилась в собственности компании «Альфа-лизинг» плюс — в залоге у «Альфа-Банка», а мы, как пользователи, не могли их зарегистрировать, поскольку в ГАИ считали, что для этого нет никаких оснований. В итоге — техника стоит, мы за нее платим, а сделать ничего не можем.
— Какой выход вы нашли из этой ситуации?
— В конце концов юристы МВД убедили своих полковников, что регистрацию наших автомобилей можно разрешить.
— Работа с «Альфа-лизинг» — это единственный опыт работы «Пивоиндустрии» по лизингу?
— Нет, не единственный, мы также работали с компанией «Дальлизинг» по приобретению технологической линии по розливу пива. Лизинговый договор был заключен на 1,5 года.
— Есть ли какие-либо преимущества при работе с московскими и приморскими лизинговыми компаниями?
— На самом деле есть как преимущества, так и недостатки. Конечно, в Москве несоизмеримо больше денег, чем здесь. Но при этом необходим неусыпный контроль за имуществом, отданным в лизинг как со стороны самой лизинговой компании, являющейся собственником имущества, так и со стороны банка, которому это имущество отдано в залог. Москвичам, как понимаете, следить, к примеру, за нами сложно. В случае с «Альфа-лизингом» у нас все получилось, поскольку во Владивостоке есть филиал «Альфа-Банка», руководство которого достаточно быстро приняло решение о заключении сделки с нами на крупную сумму. С другой стороны, филиалы центральных банков серьезно ограничены в своих полномочиях, тогда как местные банки принимают решения гораздо быстрее. Но опять же, местные банки ограничены в средствах.
Есть и еще один недостаток лизинговых схем. Поскольку в России лизинг неразрывно связан с банками, то последние обременяют лизинговые соглашения, как и кредиты, массой ограничений. К примеру, требуют перевода в свой банк счетов того или иного предприятия или ставят какие-то другие условия. Иначе говоря, отечественная лизинговая компания прежде всего преследует интересы своего банка, часто старается втянуть своего клиента в какие-то, скажем так, дополнительные «партнерские» отношения. Конечно, вымогательством это назвать нельзя, но весьма похоже...
На мой взгляд, идеальный вариант — это когда в России появятся лизинговые компании с солидным капиталом, ориентированные на долгосрочные проекты. Такая компания не выдвигает дополнительных условий, она покупает именно то оборудование, которое мне необходимо — я беру это оборудование в лизинг на реальный срок под реальные проценты. К этому варианту нужно стремиться.