Леонид Перлов, учитель географии высшей категории, почетный работник общего образования РФ, эксперт Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», рассказал, почему российская система образования оказалась не готова к работе в дистанционном режиме:
– Нерешенных проблем множество. Проблемы технические – оснащение школ и, главное, семей необходимым оборудованием в достаточном количестве. Рабочее место для каждого ребенка, особенно если детей в семье больше одного, стоит дорого, да и выкроить территорию для него в квартире далеко не всегда возможно. Учителям, выведенным на удаленную работу, тоже нужно где-то расположиться, и тоже – с соответствующей техникой.
Проблемы софта – устойчиво работающие платформы и мессенджеры. Обещанной отечественной платформы нет и пока не предвидится. ZOOM, к которому учителя и дети худо-бедно приспособились за весенний период, внезапно в приказном порядке заменен на Microsoft Teams (MT). Работать с ним нужно учиться заново, действует платформа МТ пока неустойчиво, интерфейс тяжелый и неудобный. Осваивать его учителям придется непосредственно в процессе работы, как и весной.
Следовательно, сбои и накладки неизбежны. Замена возрастных учителей студентами вообще вызывает массу вопросов, но главное ясно уже сейчас: без потери качества не обойдется. Кроме того, каким образом студентов вообще допустят в школы без оформленных медицинских книжек и тестов на «ковид»? Времени для этого осталось всего несколько дней.
Считаю ли я, что должен быть определен новый регламент при дистанционном формате обучения? Разумеется. И все это следовало бы разработать и оттестировать до того, как на новый режим переходить.
Аргументов за дистанционное обучение не много. Главный и, пожалуй, единственный – снижение риска заболевания для учителей и детей. Аргументы против перечислены выше. К тому же довольно беспокойно положение учителей 65+, которых по стране около 20%, а по Москве немногим меньше, в связи с недопуском их на рабочие места. С одной стороны, постоянно твердят о бесценности их опыта, а с другой – использовать его не дают. Опыта в дистанционном образовании у них просто нет, а по классике работать эти специалисты возможности не имеют. В целом система к этому не готова ни в техническом, ни в программном, ни в организационном, ни в кадровом отношениях».