2020-12-15T11:52:47+10:00 2020-12-15T11:52:47+10:00

Юрий Трутнев: «За кого стыдно — те уже не работают»

фото: пресс-служба полпреда в ДФО |  Юрий Трутнев: «За кого стыдно — те уже не работают»
фото: пресс-служба полпреда в ДФО

На прошлой неделе вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев встретился с журналистами. В ходе встречи он в очередной раз продемонстрировал оптимизм и готовность работать, несмотря ни на какие трудности.

– Юрий Петрович, Дальний Восток – это регион стратегического развития. Как будут исполняться указы президента в эпоху эпидемии и ограничительных мер?

– Мы сталкиваемся с трудностями, но планов по снижению темпов развития Дальнего Востока нет. Кризис сказывается на работе предприятий, но все поставленные задачи должны выполняться. В зависимости от степени решения тех или иных проблем не встречается много «красного цвета». В принципе, все инвестиционные проекты осуществляются.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что преференциальная сеть, созданная на Дальнем Востоке, – лучшая в стране и одна из лучших в мире. И мы будем ее только улучшать.

– Один из преференциальных режимов – специальный административный район на острове Русском. Вместе с тем особого развития этой территории не происходит. Почему так?

– Если вы посмотрите подшивки газет, я о САР на Русском не говорил ни разу и не скажу. Этот шаг по тем или иным причинам был предпринят, но для того чтобы действительно создавать преференциальный режим, нужны другие условия. Надо ли было создавать офшор на острове Русском? Не знаю. Мне, например, для совсем революционного преференциального режима нравятся Курильские острова.

– Как вы относитесь к прошедшей недавно реформе институтов развития? Нет ли опасности, что у федеральных структур, которым передаются теперь полномочия, не будут доходить руки до Дальнего Востока?

– Ни опасности, ни напряжения нет. Более того, скажу, что нам в любом случае надо было с институтами развития некоторые изменения проводить. Почему? Вот я сказал, что считаю преференциальную систему на Дальнем Востоке лучшей, но это не значит, что она идеальная. Мы в общем прокладываем новый путь. Вот такого, как на Дальнем Востоке, в России не было.

Все ли получается? Нет! Что меня беспокоит, так это разрыв в цепочке работы с инвесторами. У нас есть Агентство по привлечению инвестиций, у них есть представительства в других странах. Они буквально втаскивают на себе инвесторов, мы спрашиваем, чем помочь, инвестор кивает головой, а после этого попадает в «Корпорацию развития Дальнего Востока». Все хорошо, только там люди совершенно другие. А люди предпочитают смотреть в глаза тем людям, которые обещают, что будет поддержка со стороны государства, и вдруг эти люди меняются. Это для инвестора не очень комфортно.

– Сейчас активно обсуждается модернизация энергоснабжения в Приморье. В этих будущих проектах будет ли уделено какое-то внимание возобновляемым источникам энергии, альтернативным?

– Произошедшая чрезвычайная ситуация оставила достаточно много вопросов: как вообще дальше быть с энергетикой, что нам делать, чтобы такого больше не повторялось, что нужно делать для того, чтобы быстрее ликвидировать последствия. Тем не менее обязательно надо всю систему энергоснабжения Приморья проверить. И не только Приморья. Потому что те нагрузки, которые возникли в процессе чрезвычайной ситуации, они в любом случае привели к деформации. Где-то металл растянут, где-то усталостные изменения усилились.

Второе: надо создать здесь резерв источников питания. Надо рассчитать резерв мощности, который необходимо создать в каждом субъекте, и его сделать. Что касается ветрогенерации, то я бы не связывал это напрямую с чрезвычайной ситуацией, более того, после чрезвычайной ситуации что осталось от этих ветрогенераторов, я затрудняюсь сказать. Но в целом заниматься развитием альтернативной энергетики надо, мы такие проекты будем поддерживать. Но все-таки создавать эти проекты должны компания «РусГидро» и энергетики.

– За последние годы правительством Приморского края было проведено два исследования. Изучение состояния энергетической инфраструктуры показало, что в ряде случаев генерирующие мощности у крупных игроков изношены на 90%, иногда и больше, а вспомогательные – от 67 до 97%. Эти данные есть в открытом доступе, но, к сожалению, широкое внимание на них обратили после вашего визита на Артемовскую электростанцию летом этого года. Не окажемся ли мы в ситуации, что после «ледяного дождя» подлатают проблемные участки, а потом про них просто забудут?

– В числе причин плохого состояния энергосетей – недостаточные тарифы на электроэнергию. Чтоб сети были хорошие, в тарифе энергетики должен быть заложен объем платежей на инвестиции, но его же там сейчас нет. Мы собираем меньше денег, чем нужно для покрытия потребностей в реконструкции.

Обратите внимание на цены на уголь, постройте два графика: роста тарифов и стоимости топлива. Они идут в разные стороны. Как гасить эту «дельту»? Можем ли мы сейчас поднять тарифы для населения? Вряд ли это кого-то сильно обрадует.

Поэтому проблема энергетики не в том, что кто-то мало или плохо думает о реконструкции, а в том, что при сегодняшнем состоянии энергетического хозяйства мы платим за энергию меньше, чем это реально стоит. Решать проблему будет правительство, глобальный выход надо искать. А пока отремонтируем то, что требует немедленного ремонта.

– Кого из дальневосточных губернаторов можно отнести к отличникам, а кого – к двоечникам?

– Во-первых, за кого стыдно – те уже не работают. Текущий состав дальневосточных губернаторов – это работоспособный коллектив людей, настроенных действительно на улучшение состояния жизни в регионах. Они разные. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Но я вам страшную тайну раскрою. Вот мы сидели кругом со всеми дальневосточными губернаторами и обсуждали тему создания авиакомпании. Она такая щекотливая, потому что, создавая общую авиакомпанию, надо же входить какими-то долями своей компании. Компании разные: у кого-то большая компания, у кого-то маленькая, и найти какое-то равновесие, найти баланс, найти развилки достаточно сложно. Вот мы работали как коллектив единомышленников. То есть все понимают и преимущества объединения, и риски. Но тем не менее все настроены на принятие общего решения. Поэтому мне кажется, что с этим коллективом мы можем продолжать дальше работать вместе. Перед вами, перед людьми, и перед руководством страны отчитываться, и работа эта вполне может быть успешной.

– Кто будет контролировать дальневосточную авиакомпанию – Сахалинская область? Другой вопрос: 53 первые машины российского производства, которые за 4 ближайших года должны быть приобретены, – это все-таки самолеты «Байкал» имеются в виду, которые в Улан-Удэ будут построены?

– Там целая такая драматургия сложная по этому самолету, потому что там идет спор: биплан или моноплан, с пластиковым крылом или с алюминиевым крылом. Мы вместе с Минпромом работаем, стараемся их понять, потому что это не всегда просто. Но при этом стараемся, конечно, склонить чашу равновесия в пользу нашего, дальневосточного предприятия. И надеюсь, что с «Байкалом» все получится.

Что касается того, кто будет управлять: это основной вопрос, который мы обсуждали с губернаторами. Тут интересная история. У Сахалина уже сегодня 49% акций «Авроры». Поэтому они говорят: «Ну, давайте нам еще 1%, мы докупаем там…» Я вынужден был их огорчить, сказать, что контрольного пакета ни у одного субъекта, при всем моем уважении к Сахалину, быть не должно, потому что у нас 11 субъектов, и отдать одному право управления общей компанией – тогда зачем эта компания всем остальным? Поэтому контрольного пакета у Сахалина не будет – это первое.

Второе: у правительства Российской Федерации в лице, думаю, что Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, будет «золотая акция». Мы все-таки говорим о том, что компанию создаем, чтобы государство могло помогать в развитии этой общей компании, чтобы оно могло покупать новый флот, субсидировать увеличение маршрутной сети, чтобы создать общую систему обслуживания судов, подготовки летчиков. Вот это все более цивилизованно можно сделать. Но тогда, извините, если правительство вносит деньги, оно же тоже как-то должно в этом участвовать. Поэтому вот мы такую систему предложили. В целом все губернаторы согласились.

– Но по составу флота ясности нет. Иномарок-то закупить за бюджетный счет – много ума не надо.

– Это самый сложный вопрос в создании компании сейчас, потому что закупать суда иностранного производства, на мой взгляд, мы просто даже права не имеем. А отечественных судов того класса, который сейчас нужен на Дальнем Востоке, просто нет.

– Когда сотрудники полпредства начнут переезжать из Хабаровска в новую столицу ДФО Владивосток? Планируется ли перемещение Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики?

– В январе 2021 г. Все для этого готово. Полпредство разместится на острове Русском. Для него там не потребуется больших площадей. Может, этот процесс будет не одномоментный – чтобы сразу переехать и двери закрыть. Переезд будет идти постепенно, в связи с заменой части состава сотрудников. Хотел бы набрать часть будущих работников администрации президента здесь, во Владивостоке. Считаю, что это, во-первых, правильно. Во-вторых, не надо будет думать, где людям жить. Мы будем постепенно переезжать и кого-то увольнять. Что касается переезда в ДФО Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики: расположившись в одном с нами субъекте, ведомство потеряет важную связь с федеральными структурами. Этого не будет.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ