2021-01-26T12:54:36+10:00 2021-01-26T12:54:36+10:00

Горючий дисбаланс: почему бензин вновь дорожает?

фото pixabay.com |  Горючий дисбаланс: почему бензин вновь дорожает?
фото pixabay.com

Российский топливный рынок с нового года снова в центре внимания. Цены на бензин и дизель поползли вверх. Рост биржевых цен пока не дестабилизировал ситуацию на заправках России.

Однако обстановка может поменяться: в некоторых регионах топливо на АЗС уже подскочило в цене. Эксперты называют целый ряд факторов, которые влияют на стоимость горючего. В первую очередь на топливный рынок влияет налоговая политика государства, считает старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов.

По его словам, только с начала этого года акцизы на топливо выросли на 4%, а за последнее полдесятилетия – почти вдвое. Еще одна причина – механизм демпфера.

Валерий Андрианов: «Причины введения этого механизма были достаточно благие, предполагалось, что этот механизм поможет создать такую ситуацию, при которой повышение цен на мировом рынке нефти не будет приводить к повышению цен на нефтепродукты. Но на самом деле все получилось наоборот».

Основным фактором роста цен остается недостаток предложения, в первую очередь это касается АИ-92. Аналитики объяснили ситуацию повышенным спросом со стороны участников рынка, которые восполняют запасы топлива, израсходованного за долгие каникулы, при этом рынок отыгрывает рост цен на нефть почти на 10% в январе.

Все это делает экспорт для российских компаний намного более привлекательным, чем поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Наглядно доказывает это результаты по итогам 2020 г. крупнейших нефтяных компаний, которые существенно нарастили объем экспорта бензинов: «Сургутнефтегаз» – на 35%, «Газпром нефть» – на 34% и «Лукойл» – на 23%.

Почему же внутренний рынок России теряет бензин? Особый механизм демпфера, который действует в РФ с начала 2019 г., должен был компенсировать нефтяникам потери в ситуации, если поставки на внутренний рынок для них станут менее привлекательными, чем на внешние рынки. Но он сработал наизнанку: нефтяные компании оказались вынуждены продавать бензин на внутреннем рынке себе в убыток, а чтобы получить максимальную прибыль, они убирают свои объемы с внутреннего рынка, что приводит к дефициту топлива.

«Увеличивая налоговую нагрузку на нефтяные компании сверх всякой меры, с 1 января 2019 г. правительство ввело некий демпфер, который должен был компенсировать финансовые потери для нефтепереработчиков. Фактически демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%», – отмечает генеральный директор «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев.

По его словам, Минфин против ликвидации недоработанного механизма – он позволяет наполнять госбюджет. Танкаев высказал опасение, что в ближайшие 2–3 месяца высокие оптовые цены перенесутся на внутренний рынок и стоимость топлива в рознице может подскочить.

«В феврале мы явно увидим первые изменения, и независимые АЗС должны будут закрываться, потому что будут нести убытки. Или цены на бензин и дизельное топливо должны будут увеличиться», – резюмировал эксперт.

Около 10% стоимости бензина составляют транспортные расходы, отмечают специалисты. Последние несколько лет тарифы на грузоперевозку ежегодно росли на 7–10%. Наиболее остро это влияет на ситуацию в Дальневосточном федеральном округе, который обслуживается всего двумя нефтеперерабатывающими заводами. Их мощностей недостаточно для того, чтобы удовлетворить местный спрос, – и ежегодно регион страдает от дефицита бензина и дизельного топлива.

Местные владельцы АЗС вынуждены восполнять запасы за счет закупки топлива в соседних регионах и везти топливо по железной дороге, что приводит к росту цен на заправках Дальнего Востока. В то же время действующая фискальная политика не позволяет эффективно расширять нефтеперерабатывающие мощности внутри страны – инвестиции в строительство нефтеперерабатывающих заводов не окупаются.

Главный же фактор роста цен на топливо – это повышение налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Около 70% в стоимости топлива составляют налоги и акцизы. Акцизы на нефтепродукты индексируются в России ежегодно. С 1 января 2021 г. ставки акцизов на нефтепродукты увеличились еще на 4%. За последние пять лет ставка акцизов увеличилась почти вдвое – с 7530 руб./т до 13 262 руб./т на автобензин и с 5244 руб./т до 9188 руб./т на дизельное топливо.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ