2021-02-16T07:22:43+10:00 2021-02-16T07:22:43+10:00

Правительство поищет на дне. «Вопрос давно назрел»

фото pixabay.com |  Правительство поищет на дне. «Вопрос давно назрел»
фото pixabay.com

Правительство РФ утвердило план, который должен решить проблему затонувших судов на Дальнем Востоке. Помимо ужесточения ответственности и правил подъема затопленного имущества для судовладельцев предлагается разработать отдельный порядок для бесхозных судов.

Проблема затонувших бесхозных судов не решается несколько десятилетий, хотя некоторые такие суда мешают судоходству и загрязняют водоемы топливом.

«Вопрос давно назрел, он много раз выносился, давались соответствующие поручения. Но почти ничего не делается. Не существует четкой и эффективной государственной политики в этом направлении. Продолжаются дискуссии о том, кому принадлежит утонувшее судно, кто должен его поднимать и утилизировать. Разговоры ни к чему не приводят. Суда продолжают находиться там, где и были», – не раз говорил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

В последний раз тема поднималась в августе 2020 г. премьером Михаилом Мишустиным во время поездки на Дальний Восток. В конце того же месяца Минтранс опубликовал законопроект по присоединению РФ к Найробийской конвенции, предусматривающей универсальный механизм страхования ответственности за удаление затонувших судов.

Наиболее тяжелая ситуация с затонувшим флотом – на Дальнем Востоке. По данным Минприроды, там затоплено более 545 судов. На внутренних водных путях Росморречфлот насчитывал более 1,5 тыс. затонувших судов.

По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, в качестве пилотного региона по подъему судов выступит Магаданская область. В бухте Нагаева подъем и удаление первых четырех судов должны быть осуществлены в течение 60 дней с момента подписания госконтракта с подрядчиком. До июля текущего года Минтранс совместно с Минфином и Росимуществом оценят перспективы распространения полученного в Магаданской области опыта на другие субъекты Дальнего Востока.

Одновременно с этим до 1 марта 2021 г. Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами Дальневосточного федерального округа должны сформировать перечень затонувшего и подлежащего подъему имущества. До 1 апреля распоряжения о необходимости подъема оставшихся затопленных судов будут направлены в адрес известных собственников, которые должны будут обратиться к капитанам морских портов за установлением сроков и выдачей разрешений на подъем судов. Минтрансу поручено раз в год (с 1 марта 2022 г.) направлять в правительство доклад о ситуации с расчисткой акваторий.

Кроме того, как отметила Виктория Абрамченко, «дорожной картой» предусмотрено совершенствование законодательства в этой области. В частности, в период весенней сессии в Госдуму будет внесен проект федерального закона, предусматривающий установление порядка удаления затонувшего имущества.

«С одной стороны, будут созданы условия для подъема оставшихся на дне судов, возмещения экологического ущерба, с другой – по недопущению таких вредных практик в перспективе со стороны судовладельцев. Затопление – это не утилизация, это создание кладбища кораблей, которое негативно влияет не только на экологию водных объектов, но и на экономическое развитие территорий. Собственники имущества должны нести ответственность за выведение из эксплуатации своих судов, и для этого будет сформулирован четкий порядок», – подчеркнула Абрамченко.

Схемы подъема еще в сентябре 2020 г. опубликовывал Минтранс. Речь шла о внесении изменений в кодексы торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и об административных правонарушениях.

Министерство предлагало ввести новый порядок учета, подъема и уничтожения затопленного имущества. Собственник затонувшего судна должен будет в течение месяца известить капитана порта о случившемся, еще месяц дается капитану на установление условий и срока подъема судна. Суда, создающие угрозу безопасности мореплавания, наносящие ущерб или препятствующие рыболовству, должны быть подняты в течение трех месяцев, а если угрозы нет, то за полгода.

За отказ от поднятия и уничтожения затонувшего судна штраф для юридических лиц составит 5–10 млн руб., а за утилизацию путем затопления – 0,6–1 млн руб.

Отдельно был описан механизм определения «бесхозных» затопленных судов, за которые будет отвечать регион в соответствии с порядком, который правительству еще предстоит установить. Также правительство должно определить критерии возмещения расходов на учет, подъем и уничтожение таких судов.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ