2021-02-16T10:53:17+10:00 2021-02-16T10:53:17+10:00

Логистика сыграла в ящики: как ВМТП удалось стать лидером контейнерооборота

фото: пресс-служба ВМТП |  Логистика сыграла в ящики: как ВМТП удалось стать лидером контейнерооборота
фото: пресс-служба ВМТП

В то время как большая часть бизнесов России испытывала перманентный шок весь 2020 г., Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) не просто превзошел свои результаты по контейнерообороту прошлых лет, но и вырвался в лидеры страны. Деловой еженедельник «Конкурент» разобрался, в чем секрет рекордного роста контейнерного бизнеса ВМТП на фоне «коронакризиса».

Линейный сервис, используемый в контейнерных перевозках, активно и стремительно развивается во всем мире – он удобен и для судовладельцев, и для грузоотправителей, так как позволяет загружать суда в обоих направлениях. При отправке грузов балкером или танкером судно часто возвращается пустым, поскольку трудно найти груз на обратный маршрут. Что, естественно, приводит к дополнительным издержкам судовладельца, который, в свою очередь, учитывает это обстоятельство во фрахтовых ставках.

Пока расценки на перевозку находились на невысоком уровне, этот фактор не сильно влиял на структуру грузооборота. Однако в эпоху коронавируса ситуация начала меняться. Ставки фрахта, согласно фрахтовому индексу CCFI, в среднем за 2020 г. на 18% превышали уровни 2019-го. Несмотря на то, что предложение и спрос в целом по рынку были относительно сбалансированы, беспрецедентный рост спроса на ключевых маршрутах перевозок во втором полугодии 2020 г., прежде всего из Азии в США, в сочетании с дефицитом вместимости и оборудования и заторами во всей цепочке поставок обусловили резкий рост ставок. Ставки на маршрутах из Азии в порты западного побережья США выросли в среднем на 28%, на восточное побережье США – на 18%. Ставки на порты северной Европы увеличились на 13%, на порты Средиземного моря – на 23%.

Увеличение фрахтовых ставок, возрастающая ценность скоростных перевозок и стабильности поставок привели к перетоку объемов с маршрутов Deep Sea (из Китая морем до Европы и Санкт-Петербурга) на Дальний Восток. Объем импорта через Дальний Восток увеличился сразу на 11%, в то время как в Санкт-Петербурге грузовая база сократилась на 8%. В экспортном направлении доля Дальнего Востока в структуре контейнерооборота также увеличилась.

В то же время КНР стала уменьшать субсидии на перевозки грузов по железной дороге через Монголию и Казахстан, а в августе 2020 г. правительство России подписало постановление о субсидировании части ж/д ставки в размере $1000 за 40-футовый контейнер. Субсидии сработали. По итогам 2020 г. объем транзита Азия – Дальний Восток России – Европа составил более 8 тыс. TEU.

В 2020 г. на контейнеры все в больших объемах стал переходить рынок стальной продукции. Транспортировка стали на сети РЖД, по некоторым оценкам, выросла почти в два раза – до 110 тыс. TEU. Помимо металлургической отрасли контейнеризация наблюдалась и у производителей леса. Из-за нашествия короеда в Европе производителям приходилось экспортировать балансовую древесину под переработку в целлюлозу. Для транспортировки в Китай был выбран маршрут через Россию в контейнерах.

Таким образом, Дальний Восток оказался на переднем плане всеобщей контейнеризации, почти половина оборота которой досталась ВМТП (примерно 44%). Это обусловило тот факт, что ВМТП возглавил рейтинг стивидорных компаний по контейнерообороту, объем которого в прошлом году составил 672,44 тыс. TEU, что на 7,7% больше, чем в 2019 г. ВМТП опередил лидеров прошлых лет – ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП, Большой порт Санкт-Петербург) и АО «Первый контейнерный терминал» (Большой порт Санкт-Петербург).

За счет чего ВМТП оказался в лидерах? Прежде всего, за счет цифровизации. За последние три года на базе информационной системы контейнерного терминала (ИСКТ) в ВМТП создали не просто учет расположения и перемещения контейнеров, но и систему автоматизированного управления процессом. Она помогает проводить операции с грузами, в первую очередь с контейнерами.

Первым в порту появилось приложение «Докер» – стационарное, требующее специального обновления, не очень удобное. Его перенесли на новую платформу, сделали мобильным. Теперь приложение работает в браузере, регулярно обновляется, стало более красочным. При разработке учитывались предпочтения и требования портовиков, которые с ним работают. Сегодня приложение «Докер» – это часть информационной системы порта. С помощью него сотрудник регистрирует выполнение заданий, получает информацию о своих задачах.

Приложение «Тальман» позволяет регистрировать информацию о контейнерах, порт принимает и выдает. С помощью «Оператора СТС» осуществляется обработка судов – погрузка и выгрузка. Крановщик видит карго-план и исполняет его. Есть в порту и свое «такси» для контейнеров. Приложение «Водитель тягача» показывает, какие контейнеры из какой зоны куда нужно перемещать. Это мобильные приложения, которые работники используют на планшетах на территории порта.

Менеджеры, производители работ, операторы используют стационарную систему «ИСКТ.Стивидор» – она позволяет формировать задания на перемещение контейнеров, контролировать выполнение работ и показатели эффективности.

Рост грузооборота ВМТП был бы невозможен и без непрерывного технического перевооружения. Порт, несмотря на кризис и прочие невзгоды, регулярно обновляет парк техники. Работают в ВМТП и над повышением уровня сервиса и мотивации коллектива к работе. Руководство предприятия уверено: рекорд 2020-го – это лишь начало, порт будет развиваться стремительными темпами, демонстрируя новые и новые достижения.

Алексей Гайдуков, руководитель коммерческого департамента ПАО «ВМТП»:  «В ближайшие годы мы запланировали амбициозную программу развития порта: модернизацию производственных площадок и оборудования, обновление парка техники».

Будет идти и развитие грузовой базы. Госкорпорация «Росатом», которая отвечает за развитие Севморпути, выбрала ВМТП в качестве базового порта. Сам Северный морской путь может стать для портов Дальнего Востока настоящим золотым дном. Если сейчас общая перевалка, проходящая через порты Дальнего Востока, составляет 1,5 млн TEU, то оценка товарного потока из стран АТР в Европу и США, идущего через Deep Sea, оценивается в сотни миллионов TEU. Так что процесс контейнеризации грузов далеко не исчерпан, и ВМТП готов идти на новые рекорды.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ