Его именем клялись при торговых сделках: священнодействия, о которых стоит знать

фото: ru.wikipedia.org |  Его именем клялись при торговых сделках: священнодействия, о которых стоит знать
фото: ru.wikipedia.org

12 февраля на всей восточно-азиатской части планеты наступил очередной восточный Новый год. Закрылись границы, таможни, компании, встала торговля. Но с 16 февраля новогодние празднества, имевшие в своей основе отдых от тягот прошлого года, перетекли в священнодействия, призванные обеспечить в новом году главное – богатство.

И как символ этого богатства во всех домах развешивается изображение одного из главных древних божеств Дальнего Востока – покровителя торговли, покровителя предпринимателей, «имеющего власть распоряжаться деньгами», духа богатства, бога денег – Цай-шэня.

16 февраля у него день рождения, являющийся и официальным днем возвращения к привычной жизни, днем открытия бизнеса. К этому времени все магазины украшены различными лозунгами-призывами: «При открытии торговли пусть будет большая удача», «Пусть торговля уподобится цветам и иве в середине весны», «Да уподобится источник богатства волне в 1000 цин», «Пусть поступит червонным золотом 10 000 лян».

На кассу вешались надписи: «Денежный дракон сюда приводит деньги». На полках с товаром: «Здесь товары никогда не лежат долгое время». Продавцы гаоляновой водки на больших глиняных чанах наклеивали надпись: «Пусть всадник, почуяв запах водки, слезет с коня»; извозчики прикрепляли на повозках таблички: «Пусть в день проезжает 1000 ли дороги»…

Везде можно было увидеть выставленных драконов, составленных из монет или изрыгающих деньги; коней, «приносящих сокровища»; «денежные деревья», обвешанные монетами, которые сыпались, когда их трясли два розовощеких улыбчивых мальчика. Эти мальчики – два брата-божества Хэ-Хэ, олицетворяющие согласие и соединение. В одних случаях они держали и потряхивали «монетное дерево», в других – держали поднос с драгоценностями или даже целый таз сокровищ. Их постоянные атрибуты – лотос и ларец.

Эти братья от разных отцов вели успешные торговые операции и разбогатели. Один из них присвоил весь накопленный капитал. С той поры они стали враждовать и судиться. Так продолжалось до седьмого их перерождения, когда благодаря божественному покровительству они пришли к единству и согласию. И с тех пор успешно трясут денежное дерево вместе.

Волшебный таз

Но самым главным изображением новогодних празднеств был, конечно, Цай-шэнь. Вот как описывал изображение этого бога богатства Ипполит Баранов, китаевед, выпускник Восточного института во Владивостоке, редактор журнала «Вестник Азии»: «Его голову с румяным лицом украшает головной убор канцлера: шляпа из конского волоса с крыльями – сетка из медной проволоки, украшенная драгоценными камнями. В руках он держит жезл, обозначающий, что бог может дать все по своему желанию, и слитки серебра и золота. Перед богом находится сосуд с надписью «Накопляющий драгоценности таз». В сосуде монеты, серебро в слитках, жемчуг, кораллы, от которых исходит сияние. Из этого сосуда бог может давать что угодно. Таз этот обладает чудным свойством: что в него ни брось, он все удваивает. Бросишь одну монету, а вместо нее окажется две.

Существует рассказ о семье, в которой был такой таз. Несколько братьев, члены этой семьи, очень ссорились между собой из-за того, кому должен достаться чудесный таз после смерти старика отца. Отец, огорченный ненавистью сыновей друг к другу, бросился вниз головой в таз, чтобы лишить себя жизни. Дети кинулись его вытаскивать, но там оказалось два отца, и пока они вытаскивали одного отца, в тазу появился еще новый. И так они до бесконечности должны были вытаскивать своих отцов. У спутника бога по левую его руку в одной руке персик – символ долголетия, а в другой – цветок лотоса, обозначающий божественное происхождение духа. В руках другого, по правую руку, – коробка с драгоценностями, у головы летучая мышь – счастье.

Третий спутник – мусульманин – поддерживает коня, в сиянии приносящего драгоценности. Четвертый записывает в тетрадь счастливых, кому и сколько выдать драгоценностей от бога богатства».

Изображение это вешается 16 февраля, в день рождения божества, и несколько дней ему приносят жертвоприношения. Порой даже целую жареную курицу. Вечером все собираются на ужин, где главным блюдом являются пельмени, чья форма напоминает форму слитков серебра и золота. После ужина взрывают фейерверки и хлопушки, желая привлечь к себе внимание бога богатства.

Изображение бога богатства висит в домах, компаниях, магазинах еще неделю, пока в последний день новогодних празднеств не выносится на улицу и не сжигается. Происходит это следующим образом. Изображение Цай-шэня вместе с пачками жертвенных денег сжигают на трещащих еловых ветках при взрывах хлопушек. Происходит это 25 февраля, когда новогодние праздники заканчиваются, перетекая в праздник фонарей, аналогичный нашему Дню всех влюбленных.

17 февраля празднования, имеющие отношение к богатству, продолжаются, но уже как проводы демона бедности. Для этого вырезают из бумаги простую фигурку человека, выносят ее за ворота. Также вдогонку ему пускают обширный прощальный салют. С этого дня торговля как источник богатства полностью вступает в свои права.

Страшный правитель

Цай-шэнь не сразу стал богом, а прежде был обычным человеком, заслужившим свое положение справедливостью, непримиримостью к коррупции и страданиями. Имя ему было Би Гань, и был он чиновником у одного из правителей древнекитайской династии Инь – Ди Синя. Последний был личностью довольно одиозной. 52-й император Китая Ди Синь даже возомнил себя равным небесам, официально провозгласил себя Небесным правителем и приказал строить в своей столице Оленью башню, которую за семь лет неустанно работавшие десятки тысяч рабов возвели выше облаков.

В своем обширном дворце Ди Синь приказал вырыть огромное озеро и наполнить его вином. Повсюду на ветвях спускающихся к озеру деревьев было развешано аппетитное жареное мясо. Пересекая озеро на лодке, достаточно было ладонью зачерпнуть вино и сорвать сочную закуску. По окрестному тенистому парку все гонялись друг за другом голые…

Но и этих развлечений Ди Синю было мало. Он приказал раскалить докрасна бронзовый столб, висящий над ямой с углями, и пускал по нему людей ради забавы. Однажды ему показалось, что повар плохо приготовил медвежьи лапы. Он тут же убил его и сам сделал из него жаркое.

Одному сановнику, считавшемуся мудрым, Ди Синь скормил его сына в виде жареных бифштексов. Когда чиновник отобедал, Ди Синь заявил, что он не может быть мудрым, ибо мудрый бы знал и не стал бы есть своего собственного сына.

Критиковавших его за распутство и жестокость чиновников он бросал в тюрьму. Тюрьма была такой глубокой, что, «чтобы выйти из нее, надо было отрастить крылья».

Обряд раздирания быка

Честный и благородный мудрец Би Гань, будучи советником императора Чжоу Синя, постоянно пытался наставить на путь истинный этого жестокого самодура-правителя и постоянно обращал его внимание на разросшуюся пышным цветом коррупцию в государственных учреждениях. Несмотря на угрозу смертной казни, Би Гань продолжал отстаивать свои убеждения.

И тогда взбешенный правитель воскликнул: «Я слышал, что сердце мудреца имеет семь отверстий. Хочу убедиться в твоей мудрости!» По его приказу Би Ганю рассекли грудь и вынули сердце. С той поры этого советника-мученика стали почитать за верность долгу и стойкость в убеждениях. Его именем клялись при торговых сделках. Отсюда и родилось поверье, что дух этого человека помогает сохранять и приумножать честно нажитое добро.

Би Гань – Цай-шэнь имеет и много помощников, среди которых выделяются его супруга Цай-му («матушка богатства») и бог монет Лю Хай, который когда-то тоже был реальным историческим лицом, крупным чиновником. Сам он не разбогател, а вел очень скромный, достойный образ жизни и стал отшельником. Предварительно чудесным образом избавившись от жадности: опустил пояс с привязанной на конце золотой монетой в колодец, где обитала жаба-жадность, дух стяжательства. Жаба схватила ртом монету, и Лю Хай таким образом вытащил из колодца жабу, которая не могла из жадности разжать рот. С тех пор бога монет изображали стоящим на жабе.

Между 16 и 25 февраля происходит так называемый обряд раздирания быка, когда люди делают глиняного быка и выносят его к фискальным органам, имеющим отношение к их деньгам. Там, во дворе, они стегают быка плетками, после чего разбивают его на части. Считается, что это снижает налоговое бремя и также увеличивает количество остающихся у людей денег.

В этом году несколько предпринимателей из Артема и Владивостока тоже купили себе фарфоровых быков.

Юрий УФИМЦЕВ

 

 

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ