В сентябре этого года состоятся выборы депутатов Законодательного собрания края и выборы депутатов Государственной думы от Приморья. Об особенностях, рисках и перспективах избирательной кампании – 2021 говорит политолог и политический консультант, преподаватель РАНХиГС Петр Ханас.
– Петр Дмитриевич, как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Приморском крае на текущий момент?
– Не сложилась еще окончательно предвыборная ситуация. Скорее всего, она ясно оформится только к июлю месяцу. Ожидается, что съезд партии «Единая Россия» пройдет в середине июня, на нем будут окончательно утверждены кандидаты от партии на парламентские выборы. В это же время должны состояться и региональные конференции, выдвигающие своих кандидатов в ЗСПК. Вот тогда и можно говорить о ситуации. А сейчас я бы говорил не о ситуации в отдельном субъекте Федерации, а о факторах, формирующих информационную повестку в Приморье.
– А сколько политических партий – участников избирательного процесса следует ожидать на осенних выборах?
– Сейчас общее количество политических партий значительно сократилось. Те партии, которые существовали только формально, на бумаге, в соответствии с законом о политических партиях ликвидированы. Общее количество зарегистрированных на начало марта политических партий составляет 36. К маю их, вероятно, будет 34. Из них имеют право участвовать в выборах в Госдуму-2021 без сбора подписей только 14.
Дело в том, что 22 февраля на объединительном съезде трех партий («Справедливая Россия», «За правду» и «Патриоты России») было принято решение о ликвидации двух из них. Из трех останется только «Справедливая Россия – за правду».
Не входящие в «счастливый список» партии, скорее всего, не смогут качественно провести сбор подписей в поддержку своего выдвижения. Поэтому высоки шансы того, что в итоговом бюллетене мы увидим 14 партий, за которые и будем голосовать в сентябре на выборах в Государственную думу по партийным спискам.
На проходящих в сентябре одновременно с выборами Государственной думы выборах в Законодательное собрание, думаю, будет не менее 12 партий.
Сейчас количество одномандатных округов в Приморье составляет 30. Увеличение количества одномандатных округов с 20 до 30 усиливает представительство конкретных кандидатов, персонально отвечающих за территорию, и дает хорошие шансы на прохождение в представительный орган кандидатам от оппозиции. В Приморье есть традиционно протестные территории, количество округов в которых увеличилось. С шести до восьми увеличилось количество округов во Владивостоке, три округа захватывает Находкинский ГО и два Уссурийский, Арсеньев теперь является отдельным избирательным округом. Это дает шансы оппозиции значительно увеличить свое присутствие в ЗСПК. Сейчас в краевом парламенте 16 депутатов от оппозиционных партий. С учетом увеличения одномандатных округов и партийного голосования их может стать не менее 18. Это почти половина. Конечно, все будет зависеть от хода избирательной кампании. Но такой шанс у оппозиции есть.
Другой вопрос, нужно ли это населению. Станет ли от этого жизнь приморцев лучше? Сильно сомневаюсь. Времена перманентных конфликтов уходят в прошлое. Сейчас как раз такое время, когда нужен принципиально иной региональный парламент и депутатский корпус. Нужны активно работающие на своей территории депутаты. Депутаты, реализующие политику развития и коммуникации с населением, а не оголтелой критики власти. Специфика информационной ситуации как раз в том и состоит, что формируется запрос на фактическую работу представителей власти.
– Кто в этой ситуации будет иметь больше шансов на победу?
– Тот, у кого за плечами есть реальные результаты работы. Тот, кто занимается построением взаимодействия с населением, тот, кто активно присутствует в информационном поле.
Сейчас информационную повестку в Приморье активно формирует губернатор Олег Кожемяко. Результаты его работы и в целом социально ориентированная политика правительства Приморского края способствует тому, что ключевой персоной на этих выборах станет сам губернатор. В этой связи я не исключаю, что он может возглавить пул кандидатов от партии «Единая Россия». Это было бы логично. Кожемяко – руководитель регионального отделения партии. Ему нужна оперативная, эффективная и самостоятельная работа Законодательного собрания. Так что, я думаю, депутатский корпус обновится как минимум наполовину. Свою роль смогут сыграть и проводимые партией «Единая Россия» праймериз.
– Что это означает? Будут какие-то новые праймериз?
– Да, следует ожидать действительно конкурентной борьбы. Есть установка Генерального совета и бюро Высшего совета партии «ЕР» о максимальной открытости и конкурентности проводимых партией праймериз. Праймериз – это процедура, позволяющая уже до выдвижения выбрать наиболее сильных, отвечающих запросам населения кандидатов.
В интересах региона сделать так, чтобы на праймериз победили сильнейшие. Это потом позволит победившим кандидатам достойно пройти избирательную кампанию. Факторами риска в этой ситуации могут стать только сами партийные кандидаты. Вернее, их непонимание того, что борьба должна носить честный и конкурентный характер. В связи с этим я бы даже советовал региональному отделению партии «Единая Россия» организовать работу контрольного органа партии, который бы следил за чистотой проведения праймериз.
Внутрипартийное голосование партии «Единая Россия», по итогам которого будут выдвинуты кандидаты на выборы в Госдуму-2021, пройдет по открытой модели. Это означает, что каждый желающий избиратель округа сможет принять участие в праймериз. Кстати сказать, предварительное голосование пройдет в электронном формате на сайте госуслуг, одновременно будет организовано и очное голосование. Это позволит максимально объективно оценить результаты. Вероятнее всего, по аналогичной схеме будут организованы и праймериз для регионального уровня выборов.
Стоит отметить, что партия «Единая Россия» единственная проводит отбор кандидатов так открыто и гласно. Ни одна другая партия на такое пока не готова.
– Какая разница, как будут проходить праймериз, если голосование состоится все по той же схеме – с выездами комиссий во дворы и на квартиры?
– Ну, это совсем неправда. В 2020 г. было голосование в условиях жесткого локдауна, но во дворах и «на пеньках» комиссий не было. Это такой расхожий миф оппозиции, сформированный информационными фейками. Голосование на дому – это законное право избирателей, закрепленное законом. Кроме того, этим правом могут пользоваться сторонники любых партий и кандидатов.
Позвонил в комиссию или написал заявление с указанием причин голосования на дому, и если комиссия сочла причину веской, то такое право предоставляется. У нас много одиноких женщин с маленькими детьми, инвалидов и просто пожилых людей, которым трудно самостоятельно прийти в комиссию для голосования. Процедура голосования на дому существует с момента появления выборов в России. Но думаю, что по мере привыкания к электронному голосованию необходимость в выезде комиссии на дом полностью отпадет. Кстати, по статистике, при высоких явках таким правом на выборах пользуются не более 2–4% населения.
Что касается трехдневного голосования, то здесь все понятно и очевидно. Это мера обеспечения безопасности населения в условиях пандемии. Опять же, чтобы не создавать толкучку на избирательных участках. Избирателям дается право проголосовать в течение трех дней. Очень удобная форма для повышения явки избирателей на выборах. Более того, фактически все партии и кандидаты находятся в равных условиях.
– Как это скажется на результатах? Насколько много может быть скандалов, фальсификаций, вбросов, фейков?
– Оппозиционные партии заинтересованы в том, чтобы раздувать протестные настроения у населения. Это позволяет им без фактической работы на территории формировать электоральные предпочтения. Поэтому, думаю, к началу осени число протестных акций и фейковой информации в Интернете резко возрастет. Особо достанется кандидатам от партии «Единая Россия». Сфабриковать какие-либо негативные факты о конкуренте значительно проще, чем показать свою эффективную работу. Остается только надеяться, что избиратели самостоятельно разберутся в том, где правда, а где ложь, и примут решения, максимально соответствующие своим интересам.
Здесь дело в том, что оппозиции не на чем больше играть свои избирательные кампании. Поэтому они строятся не только на огульной критике власти, но и на откровенном вранье. Печальное здесь в том, что иногда сами члены партии, заинтересованные в том или ином исходе голосования, чаще всего на праймериз, являются субъектами распространения информации, порочащей репутацию своих коллег. В итоге поигрывает партия в целом. Здесь нужен особый контроль и однозначная позиция партии.
В целом Приморье ждут непростые выборы. Новые СМИ (социальные медиа) и новые ожидания населения требуют достаточно серьезного и профессионального к ним отношения со стороны потенциальных кандидатов и власти.