Запущенные в Приморье рыбоперерабатывающие производства привели к здоровой конкуренции за трудовые ресурсы среди береговых предприятий. Только за последние два года они затребовали около 300 рабочих мест.
Драйвером роста занятости населения в 2020 г., как сообщает деловой еженедельник «Конкурент», стал завод РК «Новый мир», который открыл завод по производству филе минтая. В 2021 г. спрос на рыбопереработчиков, технологов, наладчиков подстегнул завод «Русский минтай», который начал выпускать продукцию.
В процессе привлечения сотрудников предприятия сделали ставку на предоставление мест в общежитии. Это некий вахтовый метод, который традиционно практиковали лососевые заводы Камчатки, Хабаровского края и Сахалина. Но в Приморье также уже несколько лет компания «Дальпико» предоставляет общежитие для тех, кто решил с ней сотрудничать. Кроме того, береговой консервный завод в поселке Южно-Морском (группа компаний «Доброфлот») также обеспечивал людей койко-местом.
Соискатели при этом ориентируются на уровень заработной платы, который предлагают заводы. И здесь не все так однозначно. Сегодня существует сразу несколько градаций престижности устройства в перерабатывающий сектор. Самые небольшие зарплаты платят большие цеха: в среднем около 25–30 тыс. руб. Предприятия «средней руки» могут предложить уже около 35–40 тыс. руб.
Большие заводы дотягивают планку заработной платы до уровня заработков в море (100–120 тыс. руб.), но при этом кадровики оговариваются, что такая сумма получается только в том случае, когда люди готовы зарабатывать.
«Первоначально мы обучаем людей, и после того, как они научились, могут улучшить свой заработок. Уже через четыре месяца работник может показывать нарастающие результаты. Также у нас есть школа мастеров, окончив которую, работники могут пойти работать в море или на вышестоящую позицию», – рассказывает начальник службы персонала компании «Доброфлот» Елена Андрейченко.
Пока береговые заводы обустраивают бытовую инфраструктуру, рыбодобывающие компании по-прежнему испытывают дефицит механиков, штурманов, электромехаников, мастеров добычи. Почти в каждой компании есть открытые вакансии в механической службе.
Механики на флоте – это самый востребованный сегмент специалистов среди комсостава. Но при этом компании всегда присматривают себе и опытных капитанов, которые могут показать результат. Хороший капитан всегда приводит с собой своих специалистов, и его приход, как правило, закрывает сразу несколько позиций.
Но и здесь есть свои особенности. Капитаны говорят о том, что для них, как и для всего командного состава судна, на первый план выходят не только величина контракта, но и снабжение судна, которое позволяет экипажам достичь производственного плана, который поставил перед ними судовладелец.
А вот устроиться матросом на флот всегда гораздо сложнее, здесь на одно место претендуют сразу несколько соискателей. «В среднем на одну вакансию около трех человек, – рассказывает генеральный директор компании «Восток-1» Александр Сайфулин. – Но свободных вакансий матросов не так много, так как в стабильных компаниях почти нет текучки. Бывает, конечно, когда какая-то компания для переманивания кадров повышает уровень заработной платы на 10–20%, но в дальнейшем она понижает ее до среднего уровня».