2021-04-01T07:54:17+10:00 2021-04-01T07:54:17+10:00

Цены пахнут керосином: ситуация с бензином становится критической

фото pixabay.com |  Цены пахнут керосином: ситуация с бензином становится критической
фото pixabay.com

Топливный кризис приобретает причудливые формы. Бензин в опте стоит теперь дороже, чем на заправках. Диссонанс наблюдается во Владивостоке, Тверской области, Хабаровском и Приморском краях, а также на Сахалине. Ситуация может привести к скачку розничных цен и массовому разорению заправок уже летом.

Оптовые цены на бензин во Владивостоке по состоянию на 29 марта превысили средние розничные, подсчитали в Приморском топливном союзе. Цена тонны бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) составила 56 тыс. руб. А с учетом ж/д тарифа до Владивостока (7,5 тыс. руб.) цена тонны топлива определена в 63,5 тыс. руб., или 48,6 руб. за литр.

Еще большая разница оказалась по бензину Аи-95. Оптовая цена оказалась выше на 5,8% и составила 50,7 тыс. руб. в сравнении со средней розничной в 47,8 руб. за литр.

Причины текущей аномалии – это сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынком, что выражается в росте индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Другими словами, при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объемы переработки.

Нетбэки растут по нескольким причинам, заявили в Независимом топливном союзе (НТС). Во-первых, это очередное плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 г. Акцизы на автомобильный бензин пятого экологического класса выросли до 13 262 руб. за тонну, а на дизельное топливо – до 9188 руб. за тонну. Также с 1 января 2021 г. были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива.

Во-вторых, рост цены на нефть марки Urals на 20% на мировых рынках, которая по состоянию на середину марта закрепилась на уровне 67–68 долларов за баррель. В-третьих, снижение корректирующего коэффициента в формуле расчета значений экспортных пошлин. Наконец, валютные интервенции Минфина, которые не дают рублю значительно укрепиться, в пользу чего говорят фундаментальные факторы валютного курса.

На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на «пляски с бубном», суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них.

«Текущее увеличение обязательных нормативов объемов реализации на АО «СПбМТСБ» в рамках совместного приказа ФАС и Минэнерг не привело к расширению предложения и к корректировке цен на бирже. При восстановлении спроса со стороны потребителей не произошло возрождение производства нефтепродуктов после прошлогоднего спада из-за пандемии коронавируса. Отметим, что нормативы у нас привязаны к текущему объему производства. Так, в январе 2021 г. общий объем реализации на АО «СПбМТСБ» АИ-92 и АИ-95 был ниже на 44% и -23,8% относительно января 2018 г., ниже на 35,2% и больше на 0,8% относительно января 2019 г. и ниже на 32,4% и 5,6% относительно января 2020 г. соответственно», – отметили в НТС.

С 1 мая должен заработать скорректированный механизм демпфера. Речь идет об индексации индикативной цены и потенциальном увеличении размера субсидий для НПЗ, но это, как считают представители АЗС, не даст ожидаемого эффекта. В НТС говорят, что фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не следует ожидать тех объемов, которые необходимы для перекрытия повышения спроса в высокий сезон.

В общем, ситуация может привести к разорению независимых АЗС, уверены уже в Российском топливном союзе (РТС). Причем наиболее уязвимы заправки в Сибири и на Дальнем Востоке, в направлении которых необходимо субсидировать перевозки топлива. Минэнерго подготовило законопроект о субсидировании затрат на перевозку нефтепродуктов ж/д транспортом в направлении ДФО (исключая поставки на экспорт), но только в размере до 4 тыс. руб. за тонну.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ