2021-06-09T14:27:14+10:00 2021-06-09T14:27:14+10:00

Новые испытания «правого руля»: ввезти автомобиль с пробегом станет сложнее

Авторынок Приморья – в ожидании больших проблем

фото: Т. Меель/KONKURENT |  Новые испытания «правого руля»: ввезти автомобиль с пробегом станет сложнее
фото: Т. Меель/KONKURENT

С 1 июля в силу вступает ГОСТ-33670, который устанавливает новый порядок получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на праворульные автомобили. Автодилеры предупреждают, что машины подорожают незначительно, вместе с тем их оформление станет занимать гораздо больше времени. Как обычно бывает с подобными нововведениями, возможны и заторы на таможне.

По новым правилам, после ввоза и растаможивания автомобиль доставляется с таможенного склада на полигон аккредитованной испытательной лаборатории. Сейчас во Владивостоке 13 таких организаций, есть они и на портовой территории. Там машина проходит ряд экспертиз и проверок, установленных ГОСТом, в результате чего получает (или не получает) заключение о возможности использования в России. На процедуру должно уходить от 40 минут до часа. В случае прохождения иномарке оформляется СБКТС, а затем и паспорт транспортного средства на таможне.

«Звучит вроде просто, но с учетом очередей и пробок на одну машину может уйти полный рабочий день. В идеальных условиях ЭПТС, конечно, будет выдаваться сразу после прохождения испытаний (так задумано, но пока не реализовано), – указывает генеральный директор CARWIN Дмитрий Забора. – А ведь таможенные склады находятся в разных частях Владивостока, на их территории полигонов не будет, испытания на таможенной территории проводить запрещено. Перевозка автовозами под большим вопросом, им не интересны короткие дистанции, так же как и Владивосток с его узкими улицами плохо подходит для движения тяжелых грузовиков. Эвакуаторы (особенно которые с пропуском в порт) загружены работой на неделю вперед, они везут конструкторы и распилы. Самостоятельно перегонять машины без документов – серьезный штраф и особое внимание сотрудников ДПС. Вопрос доставки автомобиля без ЭПТС к полигону поднимали уже неоднократно, так же как и в очередной раз вспоминали о нем на совещании в правительстве 21 мая. Чиновники обещали решить этот вопрос, но пока все как раньше».

Для того чтобы пройти экспертизу по новым правилам, машина должна быть полностью укомплектована, начиная с заправленного бака и заканчивая аптечкой. Шины должны быть маркированы, а выхлопная система и оптика – соответствовать российским стандартам. ГОСТ фактически запрещают ввоз машин, побывавших в авариях или пострадавших от стихийных бедствий. В общем-то новый госстандарт не стал неожиданностью, его планировалось внедрить раньше, но в прошлом году этому помешала пандемия.

Впрочем, содержание законов зачастую отличается от их реального воплощения, и на автомобильных форумах Владивостока уже появились призывы «пройти экспертизу» (в смысле гарантированно, для любой иномарки). Федеральные эксперты настроены менее оптимистично. В интервью газете «Известия» кандидат технических наук, заместитель генерального директора экспертной организации «ПТИА-АВТО» Кирилл Кириллов утверждает, что нововведение фактически поставит крест на возможности ввоза праворульных машин (они потребуют перенастройки или полной замены осветительных приборов). Под удар попадут автомобили из США – из-за сложностей в подтверждении экологического класса.

Как считают приморские дилеры, все сведется к тому, что будет больше затрат – времени и денег. Допустим, и раньше решали проблему зеркальной оптики с помощью специальных наклеек на фары, которые отсекают ослепляющий встречное движение поток света.

«Ранее вопрос решался удаленно, теперь будут якобы осматривать сам ввозимый автомобиль, – говорит начальник отдела продаж компании Japan Star Илья Тутов. – Увеличится стоимость вывоза: нужен эвакуатор (2,5 тыс. рублей). Если раньше за экспертизу брали 500–1000 рублей, то будет теперь 2–3 тысячи. Разница незначительная, самое важное – потери времени. Если раньше пропускалось через таможню 10 тыс. автомобилей в день, то теперь станет в три раза меньше. Сколько бы ни было лабораторий, весь поток машин они не смогут проверить.

Кроме того, лаборатории находятся в разных частях Владивостока. В пробках, на эвакуаторе придется толкаться ради одной машины, потом возвращаться за новой и опять ехать. Мне кажется, во Владивостоке будет коллапс, то же самое и в Находке. Скорее всего, все откатится назад – выдадут документ за 3–5 тыс. рублей, и все хорошо. Ровно так же, как с техосмотром, который, как нам обещали, мы никогда не пройдем. Дополнительные поборы с одних людей, дополнительный заработок для других. В Госдуме придумывают ради этого новые истории, ГЛОНАССа стало мало. Думаю, в следующем году придумают нечто новое».

Как отмечает эксперт, многие машины приходят тюнингованные, изменения не внесены в ПТС. Они либо слишком широкие, либо слишком низкие, либо имеют дополнительные устройства – типа багажника на крыше.

Дмитрий Забора ждет повышения стоимости на автомобили, ввозимые дилерами, на 10–15 тыс. руб. Это не так много к конечной цене автомобиля, но сама процедура существенно прибавляет торговцам хлопот.

«Безопасности дорожного движения прохождение экспертизы по новым правилам не поможет никак, потому что все приходящие из Японии автомобили в рабочем состоянии и соответствуют европейским стандартам, – считает генеральный директор «Веросса», председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь. – Очередное препятствие для правого руля, новый побор с потребителей. Кроме того, как всегда бывает с нововведениями, увеличатся сроки таможенного оформления, автомобилисты столкнутся с проблемой очередей. В портах есть испытательные лаборатории, но до сих пор не определено, как машины смогут туда доставляться – не покидая таможенную зону, своим ходом или опять же на эвакуаторе. Кроме того, не так много во Владивостоке лабораторий и эвакуаторов».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ