2021-06-14T11:32:08+10:00 2021-06-14T11:32:08+10:00

Трагедия «Шен Ань»: как группа русских моряков стала жертвой пиратов

«Перед казнью разбойники попросили прощения у всех, кому они доставили неприятности»

фото: ru.wikipedia.org |  Трагедия «Шен Ань»: как группа русских моряков стала жертвой пиратов
фото: ru.wikipedia.org

В октябре 1922 г. остатки белой армии на судах Сибирской флотилии ушли из Владивостока, завершив эпопею гражданского противостояния в России. С последним отрядом ушел и старший лейтенант Борис Вихман.

Вместе с группой генерала Глебова, прибывшей из России на судах Сибирской флотилии в Шанхай в 1923 г., корабль, управляемый Вихманом, встал на рейд Шанхая на долгих 40 месяцев.

Как вспоминали американцы, служившие на судах речного патруля, базировавшегося в Шанхае на реке Янцзы, «29 русских кораблей, некоторые из которых были величиной не более портового буксира, прибыли из Владивостока вместе с 10 300 военными и их семьями. Они уезжали из дома, вероятно, навсегда, и все пространство на кораблях было забито гитарами, гармошками, часами, самоварами, водкой и фотоальбомами. Хорошо образованным и воспитанным, им пришлось вступить в конкуренцию с простыми кули, готовыми работать только для того, чтобы просто существовать. 600 русских офицеров служили в оплачиваемых подразделениях Волонтерского корпуса Шанхая, работали шоферами, механиками, водителями автобусов, трамвайными контролерами, охранниками у богатых китайцев, получая от 30 до 60 долларов в месяц».

Чтобы добыть пропитание, генерал Глебов продал один из кораблей (военный транспорт «Защитник») китайскому варлорду Чжан Цзолиню. Вихман, являвшийся в то время командиром транспорта, вместе с 32 офицерами под русским флагом повел «Защитник» в Тяньцзинь зимой 1924 г. Моряки два раза попадали в сильнейший шторм, чуть не утонули, но, со сломанной мачтой, весь покрытый льдом, корабль все же привели в Тяньцзинь, спустили флаг и сдали заказчику.

Вскоре Вихман устроился капитаном на коммерческий китайский корабль. Стоит сказать, что в то время в Шанхае и Гонконге было много пароходных команд, состоящих из бывших белых морских офицеров, пользовавшихся славой сильных профессионалов и с удовольствием нанимаемых иностранными и китайскими судовладельцами. Борис Вихман также пользовался заслуженным уважением. Однако работа эта была отнюдь не безопасной.

Так, от рук пиратов погиб капитан маленького парохода Воронцов. В начале 20-х на английском пароходе в бою был убит русский охранник Терентьев. Во время одного из рейсов был убит русский начальник охраны Матвеев, а тело его пираты выбросили в море. Произошло это во время его первого рейса. Он только что прибыл из китайской армии варлорда Чжан Цзунчана, где был наемником, и получил под охрану старый пароход «Цзинань».

Накануне он прошел инструктаж: «Главное, будь осторожен при посадке пассажиров на пароход, тщательно осматривай каждого пассажира-китайца, не забывай, что твоя жизнь зависит от того, насколько хорошо ты их осмотришь. Проворонишь – первая пуля тебе».

Матвеев был командиром над охраной из трех 20-летних студентов-охранников. Пароход отправился из Циндао в Шанхай, откуда надо было забрать 200 американских и английских школьников и доставить несколько сотен китайцев, в том числе десяток богатых купцов. Матвеев обыскал китайцев, но богачей почти не обыскивал. Студенты, плававшие уже не первый раз, удивились такому количеству богачей, но приказ Матвеева не чинить им препятствий выполнили. Те неожиданно перелезли через решетку, разоружили и связали охрану. Когда Матвеев увидел, что китайцы лезут, то бросился в каюту за оружием, но тут его буквально изрешетили, всадив в начальника охраны десять пуль. В итоге пароход в назначенное время в Шанхай не пришел, и только через месяц выяснилась его судьба…

В 1933 г. так и не принявшая советского гражданства группа русских моряков, состоявшая из командира корабля старшего лейтенанта Бориса Вихмана и капитана первого ранга штурмана Николая Азарьева, вышла в море в свой обычный коммерческий рейс на пароходе «Шен Ань».

1 июля 1933 г. китайское торговое судно «Шен Ань» было обнаружено выброшенным на берег на известном даляньском пригородном пляже Хошигуара без признаков команды Вихмана на борту.

По горячим следам японская полиция задержала трех сошедших с него иностранцев и через несколько дней еще двоих, уже в самом городе. Судно и люди вызвали у японцев подозрение, и последних поместили под арест на четыре месяца для разбирательств, в ходе которых было выяснено следующее.

1800-тонный «Шен Ань» отправлялся из Тяньцзиня в Шанхай с грузом арахисового масла. На промежуточной стоянке в Танку 26 июня на борт взошли пять иностранцев-пассажиров – четыре немца и один швейцарец. Это были капитан Уго Таудиен, прозванный за свои габариты Бочонок, 55 лет, уроженец Восточной Пруссии; Хейнрич Вестерманн, 30 лет; Вальтер Мюллер, 25 лет; Георг Шредер, 30 лет; Артур Гаучи, 31 год – швейцарец из Австрии.

В 200 милях к северу от Шанхая в ночь на 28 июня они ворвались в каюту 39-летнего капитана Вихмана, убили его, его старшего помощника Азарьева и молодую латвийку – жену последнего, только как четыре месяца сыгравшую с ним свою свадьбу. Также убили и семерых оказавших сопротивление китайцев – членов команды. Тела всех убитых сбросили за борт.

По имевшемуся у них плану, пираты собирались отправиться в Америку, за 34 дня пересечь океан, достигнуть чилийского Вальпараисо, где продать пароход с грузом соответственно за 30 000 и 80 000 долларов. Но предварительно они решили зай­ти в Далянь – заправиться водой и провиантом, где не справились с управлением и врезались в берег.

Японцы (в то время арендовавшие территорию Квантунского полуострова с Далянем и Порт-Артуром) долго решали, что делать с задержанными: передать китайцам или свершить правосудие самим. Однако при передаче китайцам европейцы могли избежать наказания в связи с имеющимся на тот момент правом экстерриториальности иностранцев в Китае. Только один из задержанных имел уже уголовное прошлое, у остальных же были неплохие послужные списки: Вестерманн – шанхайский ресторатор, Мюллер – механик, Шредер – помощник механика, Гаучи – специалист по качеству шелка. И это могло бы также снискать к ним снисхождение.

Все же местный суд Квантунского правительства под председательством Бунсабуро Матсумото решил начать свой судебный процесс.

Пятого июля на корабле в каюте капитана при обыске был найден глазной зуб с золотой коронкой, принадлежавший Борису Вихману. Он стал единственным останком убиенных и единственной, но неопровержимой уликой свершенного преступления. Найденный зуб и несколько пустых гильз доказывали тот факт, что пираты выстрелили капитану в челюсть в его каюте.

На суде Гаучи рассказал, что весь план разработал Таудиен, а Вестерманн придал плану драматизма, начав убивать команду парохода. Таудиен же со своей стороны отказался признать главенство и сказал, что лидеры – Вестерманн и Гаучи, а оговаривают они его потому, что держат на него злобу за то, что он не пошел сразу в Вальпараисо, а решил зайти в Далянь, что привело к их поимке.

Суд над пиратами закончился только в декабре 1934 г. К смерти были приговорены Уго Таудиен и Хейнрич Вестерманн. Шредер был приговорен к десяти годам заключения, остальные – к пожизненному.

Заключенные подали апелляцию в высший суд, находившийся в Порт-Артуре, мотивируя тем, что у Японии нет законов о пиратстве и их можно привлечь только за незаконное пересечение границы. Высший суд, наоборот, нашел приговор низшей инстанции мягким и в январе 1935 г. приговорил четверых к казни, а одного к десяти годам заключения. «Подсудимые приняли вердикт спокойно. Перед казнью разбойники долго сидели в разных камерах и в конце концов попросили прощения у всех, кому они доставили неприятности», – писала местная пресса.

Тела пиратов захоронили на тюремном кладбище. Посол Германии выразил удовлетворение свершившимся правосудием.

Жертвы россиян были не напрасными. Случай с кораблем «Шен Ань» инициировал работу по созданию в Китае так называемой Антипиратской охраны, в которой русские занимали центральное место. Благодаря ее активной работе пиратство сошло на нет: если в начале 1920-х нападения случались почти каждую неделю, то в начале 1930-х годов их уже было зафиксировано всего два. Вклад россиян в дело борьбы с пиратами отмечен сегодня на официальном сайте Полицейских сил правительства специального административного района Гонконг такими словами: «В море были такие серьезные проблемы, как пираты и похитители судов, что было создано специальное подразделение, в основном из русских белоэмигрантов, которое было размещено на прибрежных судах для предотвращения пиратства».

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ