2021-06-18T13:44:37+10:00 2021-06-18T13:44:37+10:00

«Уставшее от коронавируса население готово где-то переплатить»: турбазы держатся за спрос

Изменилась ли туротрасль Приморья в лучшую сторону

primorsky.ru |  «Уставшее от коронавируса население готово где-то переплатить»: турбазы держатся за спрос
primorsky.ru

Эпидемия коронавируса снова набирает обороты, но у любой сложной ситуации есть свои бенефициары. Кажется, что внутренний туризм – один из них. Открытие границ уже совсем не очевидно, и люди листают сайты в попытке избежать очередной депрессии, на этот раз летом.

Действительно, импульс для роста отрасль получила. В 2020 г. заполняемость приморских турбаз в сезон достигала 90–100%, курортные прибрежные зоны Хасанского района набухали от людских потоков, а брутальные лица шашлычников на Шаморе лоснились от барышей. Пока на Приморье не обрушился тайфун «Майсак».

Виктор Канищев, генеральный директор туристической базы «Краббе»: «Обычно программу мы выполняли за четыре месяца, но в прошлом году пришлось делать это всего за полтора. Туристов было значительно меньше. На нас тайфун очень отразился, устранение последствий пришлось перенести на весну этого года, так как сотрудники были измотаны психологически».

Последствиям тайфуна «Майсак» подверглась и туристическая база «Рублино» в бухте Шамора: «На территории очень много разрушений, повреждений. Самое печальное зрелище – поврежденный тайфуном лес», – рассказывает один из представителей базы.

«Я что заработал в 2020 г., вложил в восстановление последствий тайфуна, еще и кредит взял», – поделился владелец базы «Кленовая» в Андреевке, где «Майсак» повредил 13 домиков.

Однако пандемийный год показал, что люди все равно будут искать «хлеба и зрелищ». Двойная прибыль в сегменте отдыха прошлого года подвигла выйти на рынок новых игроков, рискнувших вступить в борьбу за запертого границами клиента. Конкурентные отношения накалились.

«Открылось большое количество новых баз отдыха. Возможно, данная тенденция связана с усиленным развитием внутреннего туризма, на который и делается ставка. У людей на сегодняшний день большой выбор в разрезе отдыха. Появилась категория отдыхающих, у которых требования к сервису достаточно высокие, так как они привыкли к отдыху за границей, – рассказал на анонимных условиях владелец одной из баз отдыха, расположенной в Ливадии. – В Ливадии конкуренция очень большая, но и ценовая политика разная. Стоимость зависит от многих факторов: удаление базы от моря, наличие тех или иных услуг, качество инфраструктуры и так далее. Предложений масса – от элитного отдыха до простых домиков без удобств».

Елена Терещенко, администратор апартаментов «Семь бухт» (с. Витязь): «Конкуренция с каждым годом усиливается. Но здесь важно найти свою нишу. Любителей отдыха, по сути, на всех хватает. Кто-то любит спокойный отдых, кто-то – активный, одни предпочитают спартанские условия, другие – высококлассный сервис. Главное – определиться с контингентом, под который и выстраивать грамотную бизнес-концепцию».

Проблема в том, что, по большому счету, туризм в Приморье, да что там – в России, в целом так и не стал индустрией, бизнесом. Для государства он застрял на уровне социальной политики, рядом с направлениями культуры или здоровья. Здесь нет сильных игроков, долгосрочных стратегий и серьезной дискуссии. Сектор для самозанятых, небольших инвесторов и госдотаций – такой стереотип продолжает доминировать. Некоторые успехи – например, кое-какое развитие горнолыжной инфраструктуры – являются исключением.

Короткая линейка нормальных объектов создает эффект узкого горла в пиковые нагрузки, притом что многие направления остаются недооцененными. Да и сама ориентация на турбазы, а не на мультимодальные маршруты с возможностью комбинировать разные типы отдыха, морально устарела.

Набор претензий можно еще долго продолжать, но вопрос ведь в том, что делать. Галина Гомилевская, директор международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС: «Туристическая инфраструктура в Приморье развивается недостаточно. Этому есть и объективные, и субъективные причины. Объективные – это отдаленность, здесь все понятно. Если бы были субсидии для россиян, то, конечно, было бы больше туристов. Но сейчас среди посетивших приморскую столицу много нареканий даже не на инфраструктуру, а на грязь, замусоренность. В России много регионов, которые, может, и не отличаются яркими туристическими ресурсами, но имеют достоинство быть чистыми. Кроме того, нужно заняться контролем пляжей и в целом созданием пляжных зон. У нас вообще не работает концессия. Во всем мире это основной инструмент передачи в пользование и долгосрочную аренду государственной собственности при условии достаточно жесткого контроля со стороны государства».

«За 2020 год наши граждане успели распробовать путешествия внутри края и понять, сколько всего интересного и непокоренного есть прямо у нас под боком. Кроме того, рынок туризма пополнится новыми путешественниками, которые ранее отдыхали на люксовых направлениях. Такие туристы формируют спрос на иной уровень сервиса, что, в свою очередь, будет стимулировать объекты размещения к предложению более качественного и дорогого сервиса, а это привлечение на локальный рынок больших денег», – считают в агентстве по туризму Приморского края.

Звучит неплохо. Однако у владельцев турбаз свое мнение. «Работать только ради работы – не выход. Слишком большие затраты мы несем, чтобы устанавливать цены ниже нижнего предела. Есть различный контингент отдыхающих – и те, кто приемлет отдых за 1,5 тыс. с туалетами на улице, и те, кто готов немного переплатить, чтобы отдыхать в комфортных условиях», – отметили на базе отдыха – пасеке «Медовый лис».

«Цены скорректировали в сторону небольшого увеличения, так как не понимаем предпринимателей, готовых работать себе в убыток», – сказали представители базы отдыха «Высокая». «Безусловно, как и большинство предпринимателей, владельцы туристических баз в значительной степени пострадали в пандемию. Тайфун «Майсак» буквально «добил» многих представителей нашего бизнеса. Поэтому, готовясь к нынешнему летнему сезону, некоторые наши коллеги планируют покрыть расходы за счет отдыхающих, хорошо понимая, что уставшее от коронавируса население готово где-то переплатить», – рассказал владелец базы отдыха в Ливадии.

То, что спрос в этом году будет еще более высокий, чем в прошлом году, показало и раннее бронирование. «В этом году прослеживается определенная, я бы сказал, необычная тенденция: люди из самых разных точек России – Волгограда, Астрахани и других отдаленных от нас городов – хотят посетить приморскую тайгу. С таким ранним бронированием я еще не сталкивался. Так, в январе была заявка на 30 человек с заездом на июнь. В июне у нас уже забронирован отдых на август», – сообщили в «Медовом лисе».

Андрей Юрченко, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Экоферма»: «В этом году внутренний туризм гораздо более востребован по сравнению с прошлым годом. По крайней мере, у нас предварительное бронирование увеличилось в два раза. Подготовка к летнему сезону шла полным ходом. По направлению Раздольное – Хасан шли машины, загруженные стройматериалами, готовыми домиками. Владельцы баз отдыха ориентировались на повышенный спрос».

Елена Терещенко: «Многие владельцы баз отдыха не скрывали, что в прошлом году получили выручку раза в два выше, чем ожидали. Тем летом практически все турбазы были переполнены отдыхающими. Что касается лично нас, то после того, как сняли ограничения, по предварительному бронированию произошел настоящий бум. Люди осознали, что границы закрыты надолго, и старались организовать свой отдых в Приморье. Наша база отдыха была заполнена отдыхающими на 100%. Такого количества туристов бухта Витязь не видела никогда. В этом году тоже много желающих у нас отдохнуть».

Себестоимость приморского туристического продукта растет из-за налогов и сборов, коммунальных тарифов и административных барьеров, отмечают игроки рынка. Переложены на бизнес и инфраструктурные проблемы.

«Что касается развития и поддержки туротрасли, пока все идет в формате «поговорили и разошлись». В ту же инфраструктуру надо же деньги вкладывать. Проще принять какие-то «полезные» программы, запланировать на бумаге и ждать, когда предприниматели все сами сделают. А потом за счет бизнеса привлекать туристов и спокойно пополнять казну через налоги», – сказали на базе отдыха «Высокая».

Алина Федюшкина, директор турбазы «Оазис у моря»: «О какой поддержке бизнеса можно вести речь! 11 км дороги, ведущей в Андреевку, не могут 20 лет отремонтировать. Одним словом, требования к предпринимателям растут, а со стороны власти ничего не делается. Зато отчитываются красиво. Вот нас обязали проходить сертификацию. Смешно до слез. Такое понаписали, словно у нас отель европейского уровня. Вопросы по типу «сколько у вас звезд». Какие звезды? У некоторых тут два–три домика функционируют. Работать негде, местные предприниматели живут весь год только летним сезоном. Полагаю, если ситуация не изменится и гайки продолжат закручивать, от отчаяния люди просто будут уходить в тень. Потому что выбора нет. Нужно выживать.

В прошлом году, несмотря на то, что востребованность нашей базы отдыха была, мы, как и большинство представителей турбизнеса, несли огромные расходы в связи с предписанными «антикоронавирусными» мерами. Особенно «радовали» фискальные органы, которые именно в критический для предпринимателей период времени максимально активизировались. Например, нас даже «тревожную кнопку» обязали установить, которой отродясь не было в наших краях, так как к нам пока спасатели доберутся, спасать будет некого. Доходило до парадоксов. Судите сами: в разгар пандемии запретили бассейны. У нас есть небольшой аквапарк в Андреевке. Так вот, работать было нельзя, а аренду платить обязали в полном объеме. Возникал логичный вопрос: с каких денег?

Одним словом, убытки мы несли колоссальные. Тайфун еще больше усугубил ситуацию. Наше кафе и несколько домиков, размещенных на побережье, просто смыло. Пришлось восстанавливать выше береговой линии. При этом стройматериалы вдруг резко подорожали – аж на 200%! Как компенсировать такие расходы, когда сезон в Хасанском районе длится максимум два месяца при хорошей погоде?»

«На последнем заседании в Находке шел разговор о субсидиях как мере поддержки в модернизации или восстановлении инфраструктуры турбизнеса. Но, как я понял, чтобы получить возврат денежных средств, их еще нужно найти и вложить. На данный момент невозможно выдернуть из оборота, например, 2 млн рублей, чтобы позже вернуть в рамках субсидий половину от затраченных средств. Бизнес такими мерами поддержки не готов воспользоваться», – сказал владелец базы отдыха в Ливадии.

Вся туротрасль Приморья в данный момент держится исключительно на высоком спросе.

«Мы ведь ничего не производим самостоятельно, а оказываем конкретные услуги населению. До закрытия границ почти весь турбизнес был заточен под иностранных туристов. С приходом пандемии большинство баз отдыха переформатировалось, – сказали в «Медовом лисе». – Положительный момент «короны» заключается в том, что наши россияне пересмотрели само понятие «отдых», переключились с заграницы на внутренний туризм. Это дает определенный толчок».

Андрей Юрченко: «Как ни странно, коронавирус и введение санкций способствовали развитию внутреннего туризма. Несмотря на кризисы, отдых людям необходим, и сегодня россияне отдыхают в России, то есть деньги остаются в бюджете страны. Мы потеряли всего 3–8% от общей численности зарубежных гостей, но это с лихвой перекрывается нашими гражданами».

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ