2021-06-18T13:54:15+10:00 2021-06-18T13:54:15+10:00

Как горстка русских моряков противостояла жестоким племенам Сомали

Печальная одиссея «Москвы»: многомилионные ценности были разграблены

фото: ru.wikipedia.org |  Как горстка русских моряков противостояла жестоким племенам Сомали
фото: ru.wikipedia.org

Много столетий на просторах Тихого и Индийского океанов существовала профессия прочесывателей пляжей – бичкомберов, промышлявших сбором и продажей того, что отдавал океан. Эта категория людей появилась в 1840-х годах. Бичкомберы в массе своей были людьми пассивными, но иногда в погоне за наживой они переходили к активным действиям, превращаясь в настоящих прибрежных пиратов, желающих забрать добро потерпевших кораблекрушение и вопреки воле выживших хозяев. Как это произошло с командой тихоокеанского парохода «Москва», вышедшего из Владивостока 26 февраля 1882 г. и направившегося в Одессу через Ханькоу.

«15 мая 1882 г. пароход «Москва» под командою кап.-лейтен. С. Н. Чирикова 2-го вышел из Ханькоу по назначению в Одессу, с полным грузом первосборного чая и 18 пассажирами из Владивостока, в числе которых было 3 женщины и 3 малолетних детей, 11 офицеров, 23 человека палубной и 41 человек машинной команды, 16 арабов-кочегаров, механик от завода, ресторатор, повар, 11 человек прислуги, каютная горничная и 18 пассажиров – всего 124 человека», – записано в хрониках Доброфлота.

23 мая пароход пришел в Сингапур, после чего связь с ним прекратилась. Только 19 июля было получено известие, что «пароход разбился на африканском берегу и пассажиры и экипаж спасены и живут в песчаной степи, претерпевая всевозможные лишения». Среди этих «лишений» были и местные бичкомберы.

«Многомилионные ценности груза «Москвы», большое число людей, почти двухмесячное пребывание их в пустыне, присутствие среди потерпевших крушение женщин и детей, ограбление дикарями – все это заставило говорить о «Москве» более, чем о всех остальных крушениях в той же местности», – констатировали современники.

Грузопассажирский пароход «Гаммония» («Москва») грузоподъемностью в 3035 тонн был построен в 1866 г. в Англии и приобретен Доброфлотом в 1878-м. 26 февраля 1880 г. судно вышло из Одессы на Дальний Восток, имея на борту 966 тонн груза. 12 апреля благополучно достигло порта Владивосток, открыв регулярное грузопассажирское сообщение с русскими портами на Тихом океане. Судно работало на Восточной линии Одесса – Владивосток. Перед очередным плаванием на «Москве» были поставлены новые котлы, и пароход совершил удачный рейс во Владивосток, перевезя новобранцев и 20 000 пудов частного груза. Летом 1882 г. пароход, взяв на обратном пути в китайском Ханькоу груз чая в 2723 тонны, вошел в Индийский океан, где 7 июня в результате навигационной ошибки налетел на скалы в 300 саженях от пустынного сомалийского берега.

На борту находились младший брат знаменитого путешественника Миклухо-Маклая лейтенант Владимир Миклуха, герой предстоящего Цусимского сражения; будущий редактор газеты «Владивосток» Николай Соллогуб, направлявшийся в Одессу для закупки полиграфического оборудования. Опасаясь пожара, команда потушила керосиновые лампы и фонари и, оставив только свечи, стала ждать утра, чтобы эвакуироваться. Машину залило, лопасти отвалились, корабль прочно сидел на мели. Утром моряки протянули до берега канат и по нему на шлюпке стали свозить вещи. Вскоре на берегу появились местные сомалийцы и стали воровать вещи. Они захватили вельбот, погрузились на него и стали подтягиваться к «Москве». Но обращаться с лодкой не умели и затопили ее, затруднив движение по канату второму вельботу.

Было решено отрезать от каната затонувший вельбот. Сделать это вызвались два араба, нанятые кочегарами на пароход, но они чуть не утонули, не справившись с течением. Пришлось прекрасно плававшему Соллогубу плыть и отрезать от каната затонувший вельбот.

Соллогуб бросился в воду и, скрываясь много раз в бурунах, удачно выполнил свой подвиг. После чего был выброшен бурунами на берег (за деятельность при гибели «Москвы» Соллогуб был впоследствии награжден золотой медалью «За спасение погибающих» на Владимирской ленте, коей гордился до конца своей жизни). На вельботе на берег были свезены гражданские. Военные и моряки пока оставались на пароходе.

Тем временем на берегу скапливалось все больше и больше сомалийцев, которые стали проявлять агрессию, предлагая арабам-кочегарам «Москвы» присоединиться к ним или поплатиться жизнью. Русским они знаками показывали, что хотят есть и пить. Пришлось у продуктов выставить вооруженную охрану во главе с братом Миклухо-Маклая. Возле лагеря русских собралось более тысячи недружелюбно настроенных сомалийцев. Обстановка накалялась. Русские приготовились к обороне.

«Тем временем на берегу собралось довольно значительное число дикарей, – вспоминали очевидцы, – которые при выгрузке провизии и ручного багажа начали воровать, сначала осторожно, а потом, когда их накопилось более ста человек, делались все назойливее и решительнее. Настроение свезенных на берег становилось все тревожнее, почему к вечеру был отправлен на берег один из офицеров с половинным числом команды, вооруженной несколькими ружьями, для ограждения лагеря от дикарей. Вскоре на пароход прибыла шлюпка с донесением, что дикари не идут ни на какое соглашение и, напротив того, угрожают всех перерезать».

После этого донесения с корабля съехали все остальные и приготовились к совместной обороне, предварительно объявив сомалийцам, что будут стрелять в каждого, кто приблизится. Сотни туземцев вплавь бросились на оставленную «Москву» и очистили корабль подчистую: сняли палубный настил, обрезали канаты. Мачта упала. «Можно сказать, что с этого момента парохода «Москва» более не существовало, – вспоминал Соллогуб. – Почти весь багаж сделался добычей дикарей».

При этом кончилась вода, и жажда стала мучить всех, особенно детей. Механик Харитонов отправился на корабль, чтобы взять воду из опреснителя, но был схвачен там сомалийцами, которые отпустили его только тогда, когда он показал им, как отвинчивать лампы… Ощущая надвигающуюся угрозу, пассажиры и команда также стали вооружаться, используя все подручные средства: привязывали на палки напильники, стамески…

Вскоре к лагерю прибыл паша округа Хафун. За 510 долларов капитан «Москвы» нанял у паши 18 верблюдов, чтобы перенести лагерь к ближайшей реке. Переездом воспользовались дикари, прибрав к рукам еще немало корабельного имущества. Сотне людей пришлось проделать немалый путь по песчаной пустыне, где, по словам Соллогуба, «не только растения, но даже не было видно ни одного насекомого; ветер дул до того сильный, что, когда они садились отдыхать, то через каких-нибудь 5–10 минут их заносило песком, точно они были зарыты в землю».

На 13-й день прибыл султан Сомали. Дело в том, что частые случаи крушения судов у восточного берега Африки обратили на себя внимание Англии, которая в этих крушениях теряла больше других наций. Каждое крушение сопровождалось полным разграблением парохода и нередко убийством экипажа и пассажиров. Англия потребовала от султана безопасности экипажей и пассажиров с разбивающихся судов, с обязательствами способствовать им достигнуть Адена, взамен чего обещала ежегодно платить ему 15 000 долларов, «в случае же нарушения договора султан терял право на пенсию и, кроме того, его ждало наказание, которому Англия всегда умеет подвергнуть провинившихся перед ней».

Султан прибыл исполнить свои обязательства. В общей сложности моряки и пассажиры «Москвы» провели под палящим солнцем Сомали 50 дней, пока, наконец, за ними не пришел английский пароход «Багдад».

«30 человек на «Багдаде» выражали удивление, узнав, что 50-дневное пребывание в степях 124 человек с женщинами и детьми, из которых один грудной, обошлось без потерь в людях, – констатировали очевидцы. – Действительно, можно было удивляться счастливому исходу в этом отношении крушения парохода «Москва». В дикой пустыне, окруженная свирепыми племенами, горсть русских, с недостаточными продовольственными припасами, почти без белья и платья, сохранилась в полном своем составе, подвергаясь ежеминутной опасности со стороны необузданных, жестоких племен Сомали, претерпевая все лишения и тягости беспомощного состояния и жаркого, вредоносного климата пустыни. Все вернулись домой живыми».

При прощании султан просил капитана «Москвы» забыть все угрозы, все грабежи, все дурное и всем говорить в России, что племя Сомали – хороший народ.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ