2021-06-23T07:47:20+10:00 2021-06-23T07:47:20+10:00

Нефтяникам разрешили повышать цены на бензин. И им за это ничего не будет

фото pixabay.com |  Нефтяникам разрешили повышать цены на бензин. И им за это ничего не будет
фото pixabay.com

Российским нефтяникам удалось «отбиться» от планов чиновников ввести радикальные меры, чтобы стабилизировать внутренний топливный рынок, где оптовые цены подскочили на 20% за полгода, а розничные растут в 1,5 раза быстрее инфляции.

По итогам совещания с топ-менеджерами нефтяных корпораций, которое провел курирующий энергетику вице-премьер Александр Новак, было принято решение воздержаться от жестких шагов – таких как принудительная заморозка цен, запрет на экспорт бензина или увеличение норматива продаж топлива на бирже. Об этом «Интерфаксу» сообщили два источника, знакомых с результатами встречи.

Рассмотреть меры вплоть до «заморозки» Новак поручил после разговора с представителями Российского топливного союза, объединяющего более 20 ассоциаций АЗС и участников рынка. В РТС заявляли, что за полгода биржевые цены на Аи-92 подскочили на 20,8%, а на Аи-95 – на 27,5%, в то время как розничные выросли только на 6% и 7% соответственно (по оценке РТС).

«Весь розничный бизнес на топливном рынке, не важно – независимый он или интегрированный, находится в убытках. Необходимы меры для снижения оптовых цен», – пояснял суть позиции союза его глава Евгений Аркуша. По прогнозам РТС, рынку грозит взлет цен на АЗС и дефицит топлива в летний сезон, когда ожидается скачок спроса еще на 10-20%.

Но лоббистские возможности нефтяных компаний оказались выше. Правительство и нефтяники договорились подождать некоторое время, чтобы оценить действие скорректированного демпфирующего механизма, пояснил один из источников «Интерфакса».

Речь идет о системе, запущенной в ответ на бензиновый кризис 2018 г. Она работает следующим образом: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы; в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Сейчас механизм меняют – чтобы платить нефтяникам больше. Соответствующий законопроект Госдума приняла на прошлой неделе. Он ожидает утверждения СовФедом, а затем – подписи президента.

За счет снижения индикативной цены, относительно которой рассчитывается демпфер, выплаты нефтяным компаниям из бюджета увеличатся на 350 млрд руб. в год, следует из пояснительной записки к проекту. Из формулы демпфера при этом исключена «дальневосточная надбавка», в целях принятия проекта правительства о субсидировании перевозок топлива железнодорожным транспортом. Такое решение было принято на совещании у зампреда правительства Юрия Борисова еще 6 февраля 2020 г. Предполагалось, что субсидировать грузоперевозчикам затраты на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в направлении ДФО будут в размере 4 тыс. руб.

Также в целях снижения оптовых цен на топливо в 2019 г. был предложен механизм так называемого дальневосточного демпфера. Однако на практике он так и не реализован, хотя средства для его выплаты, получаемые за счет специально созданной надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых на нефть, в госбюджет поступают, заявляли ранее в РТС.

Вариант «заморозки» оптовых цен, впрочем, остается в числе возможных – Новак поручил рассмотреть его с учетом ситуации в третьем квартале наряду с опцией запретить экспорт бензина, сообщила пресс-служба правительства. Помимо этого, начиная с июля нефтяные компании обяжут на 1% увеличить норматив продаж топлива на бирже.

По данным Росстата, за неделю с 7 по 13 июня средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 6 копеек – до 45,26 руб. за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 8 копеек – до 48,96 руб. за литр, а стоимость Аи-98 возросла на 11 копеек – до 55,74 руб. за литр. Дизельное топливо стало дороже на 7 копеек и стоило в среднем 49,77 руб. за литр. С начала года Аи-92 стал дороже на 1,8 руб., Аи-95 – на 1,72 руб., Аи-98 – на 1,84 руб.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ