Владивостокский морской торговый порт часто называют градообразующим предприятием для Владивостока. Его знают все: у кого-то дед был моряком и привозил сюда грузы из США по ленд-лизу, у кого-то отец или мать портовики, у кого-то знакомые на таможне или в логистике, кто-то связан с вывозом грузов по железной дороге или авто. В совокупности в деятельности ВМТП задействованы десятки тысяч человек. 10 октября торговому порту исполняется 124 года – он практически ровесник Владивостока. О том, какую роль порт играет для Приморья и какое будущее ждет ВМТП, мы поговорили с врио генерального директора порта Владимиром Корчановым.
– Владимир Никодимович, у порта славная история, вам есть чем гордиться. Расскажите немного об истории предприятия.
– Порт основан в 1897 году и вот уже 124 года непрерывно развивается. Если в 1897 году мы обработали 187,75 тонны, то в этом году в планах обработать 13 млн тонн грузов – почти в 70 раз больше!
В годы Первой мировой войны резко возросший грузопоток – от продовольствия до паровозов и военных орудий, перевозимых из США, – потребовал срочной реконструкции порта. Торговый порт становится главным портом России.
В годы Великой Отечественной войны, когда противником были блокированы Балтийское и Черное моря, во Владивосток по ленд-лизу из портов Тихоокеанского побережья США доставлялось вооружение, продукты питания, техника, медикаменты. 10 млн тонн – такой общий грузопоток, прошедший через причалы Владивостокского морского торгового порта. В 1945 году наш порт был признан всесоюзным лидером скоростной обработки судов.
На сегодняшний день ВМТП остается одним из главных портов России – мы являемся лидером страны по контейнерной обработке и крупнейшим универсальным портом на Дальнем Востоке.
– Сейчас много говорится о контейнерной составляющей. Почему развитию именно этого направления порт уделяет наибольшее внимание?
– В XXI веке контейнер можно сравнить с монетой, имеющей универсальное хождение. В контейнерах можно перевозить любые товары – от обуви и одежды до электроники и продуктов. Контейнеры можно перевозить как морем, так и железной дорогой и автомобилем. В результате перевалка контейнеров стала наиболее востребованной услугой на стивидорном рынке.
Мы во Владивостокском морском торговом порту заранее предполагали, что контейнерная перевалка будет развиваться быстрее других сегментов. Еще в 2011–2013 годах, когда я руководил ВМТП, мы понимали, что наибольшее внимание стоит уделять развитию контейнерного грузопотока как самого перспективного. Мы наращивали производственные мощности, закупали специализированную технику. Результаты не заставили себя долго ждать – ВМТП стал лидером по обработке контейнерных грузов на Дальнем Востоке.
Все эти годы торговый порт продолжал постепенно модернизировать крановое оборудование и перестраивать технологические процессы, благодаря чему на сегодняшний день вышел на первое место по контейнерообороту в стране.
Кроме того, не надо забывать, что контейнеры – наиболее экологичный груз. Все эти годы мы постепенно развиваем контейнерную составляющую, сокращая долю других грузов в нашем обороте. Отказались от металлолома, сокращаем долю сыпучих грузов. В настоящее время контейнеры занимают более 50% в структуре грузооборота порта.
– В рамках Восточного экономического форума транспортная группа FESCO и «Русатом карго» подписали соглашение о создании на базе ВМТП Восточного транспорто-логистического узла. Какие перспективы открывает перед портом данное соглашение?
– Как вы знаете, правительство РФ очень серьезно занялось развитием Северного морского пути. До 2025 года объем грузоперевозок по трассе СМП должен вырасти почти в 2,5 раза – с нынешних 33 до 80 млн тонн в год. Чтобы обслуживать возросший поток грузов, были выбраны базовые порты, одним из которых стал ВМТП, нам отведена роль хаба на Дальнем Востоке. Здесь будут концентрироваться грузы из Китая, Кореи, Японии и других стран для дальнейшей транспортировки на контейнеровозах в сопровождении ледоколов до Мурманска и далее в западную часть России и страны Европы.
Инвестиционная программа развития ВМТП, связанная с новым статусом, предполагает дальнейшую модернизацию площадей, техники, энергоснабжения, строительство нового глубоководного причала. Все планы по развитию порта утверждены – в течение пяти лет ВМТП увеличит мощности по обработке грузов в два раза. Уверен, что стройка такого масштаба станет локомотивом развития не только нашего порта, но и всего Приморского края.
– Владивостокский морской торговый порт находится в центре города. Что вы делаете, чтобы местным жителям было комфортно соседство с таким крупным предприятием?
– Владивосток всегда был городом-портом и остается им. Осознавая свою ответственность перед горожанами, ВМТП применяет самые экологичные технологии. В этом мы ориентируемся на лучшие зарубежные практики: к примеру, крупнейший в Европе порт Роттердама также находится в центре города. Такое соседство идет горожанам только на пользу – создает рабочие места, налоговые отчисления. Только в этом году мы заплатили до 3 млрд рублей в виде налогов. Мы соблюдаем все экологические нормы, следим за состоянием окружающей среды: у нас стоят датчики – анализаторы воздуха на производственной площадке и на границе с жилой застройкой, сейчас закупили автоматическую систему оценки шума, установим в порту до конца осени.
Кроме того, торговый порт благоустраивает район, в котором находится: в июле мы установили и открыли детскую спортивную площадку по адресу Морозова, 5 и до конца осени закончим работы и передадим горожанам еще одну площадку по адресу Саратовская, 10. Порт поддерживает образовательные и медицинские учреждения, социальные программы и городские мероприятия. Наша идея – превратить ВМТП в зеленый порт, который станет основой повышения благосостояния жителей.
– Что бы вы хотели пожелать порту в его день рождения?
– Хочу пожелать порту и портовикам никогда не останавливаться в развитии. Будет развиваться порт – будут развиваться и город Владивосток, и Приморский край в целом.