На погранпереходах с Китаем стоит в ожидании проезда порядка 1500 фур. Такого количества автомобилей еще не скапливалось никогда, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей транспортно-логистических компаний.
Заторы из грузового автотранспорта на границе с Китаем начались в 2020 г. после введения ограничений, связанных с распространением коронавируса. Тогда часть погранпереходов была закрыта, через другие пропускали не более 10–15 фур в сутки.
В 2021 г. китайские власти увеличили квоту на въезд российских большегрузов, но этого оказалось недостаточно с учетом растущего грузопотока. Кроме того, МАПП со стороны КНР периодически закрываются: для плановых проверок, на праздники и т. д.
По словам основателя и гендиректора логистической платформы Cargotogo Владимира Павловского, причины заторов связаны с очень тщательным тестированием китайцами на COVID-19 всех пересекающих границу. К тому же сезонное увеличение грузопотока перед новогодними праздниками еще сильнее усугубляет ситуацию с простоями, говорит он.
Другая причина регулярных очередей – недостаточная пропускная способность погранпереходов, сказал руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne + Nagel в России Иван Головко.
Новые пункты пропуска будут построены только в 2023–2024 гг., говорил недавно начальник ДВТУ Юрий Ладыгин. Пока же Росгранстрой завершил установку вагончиков, которые сохраняют тепло и позволяют комфортно разместиться представителям контролирующих органов. На строительство, реконструкцию и техническое переоснащение пунктов пропуска на Дальнем Востоке было выделено более 10 млрд рублей. Работы планируется провести до 2024 г. включительно.
Летом текущего года вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев раскритиковал техническое состояние погранпереходов на границе Приморья с Китаем. По словам вице-премьера, ситуация на пунктах пропуска негативно влияет на развитие международных экономических связей и запуск новых инвестиционных экспортно ориентированных проектов.
«Мы говорим о конкурентности страны на мировом рынке, о развитии Дальнего Востока. В дальневосточные регионы мы привлекаем бизнес, создаем новые инвестиционные проекты для того, чтобы люди потом могли продать свою продукцию, в том числе за рубеж. А грузы простаивают, поставки срываются», – заметил он.
Грузоперевозчики несут серьезные убытки. В первую очередь потери несут те, к которым товар приходит с задержкой, замечает Иван Головко. Но и перевозчикам день простоя фуры стоит в среднем от 25 000 до 40 000 руб. из-за дополнительных расходов на оплату труда водителя, его проживание и питание, размещение груза на складе временного хранения (СВХ), говорят участники рынка.
Один день простоя фуры на границе обходится в среднем в 500 евро, или 40 000 руб. Каждый день содержания груза на СВХ стоит около 10 000 руб.
По словам президента Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталия Манкевича, некоторые члены союза жалуются на то, что продукция простаивает на границе и отдельные партии проверяются таможенными органами по два-три месяца. По данным РАСПП, за последние три месяца из-за отсутствия гарантий поставок цены на сельхозпродукцию выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.