2021-12-16T09:11:21+10:00 2021-12-16T09:11:21+10:00

Работодатели начали страдать от дистанционной занятости своих сотрудников

фото: pexels.com |  Работодатели начали страдать от дистанционной занятости своих сотрудников
фото: pexels.com

Многие руководители компаний начали страдать от работы дистанцированных от них сотрудников и ожидают благополучного времени, чтобы скорее вернуть их в офис.

Вынужденное «удаление»

С начала года, по данным hh.ru, в России открыто более 400 тыс. вакансий с удаленным форматом работы, в ДФО – более 8 тыс., в Приморском крае – свыше 2,7 тыс. С ноября 2020 г. количество таких вакансий по стране выросло в три раза (на 207% – с 22 тыс. до 66 тыс.), на Дальнем Востоке почти в пять раз (370%). Аналогичная ситуация наблюдается в Приморском крае (+374%). В ноябре 2021-го здесь открыто около 650 таких предложений.

Чаще всего удаленный формат предлагают представителям профессиональных сфер «ИТ, Интернет, телеком», что составляет 45% от всех вакансий, предлагающих удаленку, «Административный персонал» (29%), «Продажи» (28%), «Маркетинг, реклама, PR» (10%) и «Консультирование» (9%).

При этом наиболее высокую зарплату на «удаленке» предлагают в профессиональных сферах «Высший менеджмент» (129 тыс. руб.), «Закупки» (93 тыс. руб.), «Строительство, недвижимость» (90 тыс. руб.), «ИТ, Интернет, телеком» (88 тыс. руб.) и «Маркетинг, реклама, PR» (70 тыс. руб.).

На Дальнем Востоке средняя предлагаемая заработная плата для сотрудников с удаленным форматом работы, по информации hh.ru, составляет 50 560, в Приморье – 54 181 рублей.

Ксения Аверина, директор hh.ru ДФО, поясняет, что в условиях ковидных ограничений удаленный формат работы пришлось вводить очень многим компаниям и с тех пор режим «удаленки» получил широкое распространение, а у некоторых работодателей он сохраняется и по сей день.

«В некоторых ситуациях это просто выгодно, так как позволяет экономить на аренде и содержании офиса. По результатам многочисленных опросов можно сделать вывод, что наиболее результативными и эффективными при удаленном формате работы являются работники с высоким уровнем самоорганизации, дисциплины и способные планировать свой рабочий график, сохраняя work-life balance, даже находясь дома», – говорит Аверина.

«Дистанционные» неудобства

Однако работа дистанционно уже нередко приводит к конфликтным ситуациям сотрудников с работодателями. Первые утверждают, что вынуждены работать в непривычных условиях с различными отвлекающими факторами, и требуют оснастить «хоум-офис» дома, вторые не желают эти «неудобные факторы» устранять или компенсировать.

«По данным наших опросов, почти половина сотрудников, работающих в удаленном формате, признают, что при работе из дома периодически вынуждены отвлекаться от своих задач в течение дня, 16% утверждают, что делают это постоянно. Респонденты отмечают, что чаще всего отвлекаться от работы приходится из-за чувства голода и необходимости готовить еду, из-за детей и других членов семьи, а также из-за социальных сетей и домашних дел», – поясняет Ксения Аверина.

Генеральный директор ООО «ДВ Арт-Трейд» Марина Губарева также убеждена, что «человеку нужен человек», потому что есть незримая энергия, которая создается и транслируется исключительно при очном общении.

«Чтобы не оттирать суп с дивана, не нужно садиться на него с тарелкой супа, или всему есть свое место. Нейроконтур среднестатистического взрослого человека настроен на то, что есть дом, есть работа – есть место, где он реализовывает себя, трудится и где отдыхает, переключается на бытовые задачи, проводит время с семьей. В силу того, что большинство российских семей живут в обычных квартирах в стесненных условиях, где нет отдельных кабинетов, жизнь превращается в формат «студия», когда кухня, зал и рабочее пространство становятся единым целым. Удобно ли человеку концентрироваться, когда кто-то рядом шумит, разговаривает, хлопает дверцей холодильника? Скорее всего, у человека будет копиться психическое напряжение, которое начнет находить выход в семейных конфликтах», – рассуждает Губарева.

Член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», совладелец ООО «Примполимер» Алексей Дешпет поясняет, что, несмотря на то что удаленная работа прежде всего подходит для интеллектуальной сферы труда, для тех сотрудников, функции которых – в обработке информации, именно в этой области современный рынок труда достаточно испорчен сказками о «поисках новых возможностей, не вставая с дивана».

«Большинство таких людей на «удаленке» не желают «перерабатываться». Впрочем, они не затратят много сил и времени на труд, даже сидя в офисе под носом у начальника. Однако есть еще категория людей, так называемая творческая богема. Таких сотрудников мотивирует именно сама атмосфера коллектива. Их невозможно заставить работать из-под палки, да в этом и нет необходимости. Ведь таких людей несложно вдохновить и увлечь процессом командной работы. Именно для этого создавали айтишникам офисы с кроватями и кухней, из которых те не выходили неделями, пока шла работа над проектом. Для подобной категории сотрудников отлично подходит слоган «Один дома – не работник», – уверен Дешпет.

«Эффективность работы дома или в офисе очень зависит от характера работы каждого сотрудника: нужно ли ему каждый день взаимодействовать с коллегами или клиентами? Или у него или у нее интеллектуальный труд, где важна тишина и сосредоточенность: например, дизайнеры или корпоративные тренеры с авторскими программами обучения сотрудников, которые они сами и разрабатывают. Для таких специалистов удаленная работа может быть более продуктивной при наличии комфортных условий – отдельное помещение, быстрый Интернет, тишина», – комментирует Татьяна Кожевникова, директор по управлению персоналом «Хоум Кредит Банка».

Лоботряса не замотивируешь?

По мнению многих российских руководителей, высокая эффективность команды при удаленном формате работы проявляется в выполнении большего объема работы за те же сроки. Этот момент отмечают 62% респондентов, опрошенных hh.ru. 57% считают, что при дистанционной работе у людей вырабатывается оперативная реакция на запросы, а 45% уверены, что эффективность удаленной работы – в более качественной проработке поставленных задач.

Что касается минусов «удаленки», они, как правило, связаны с несогласованностью действий и недостатком коммуникаций (так считает 60% опрошенных hh.ru), на втором месте – нерадивость сотрудников и плохая проработка задач (53%). Сами сотрудники солидарны со своими руководителями: 17% отмечают, что дома их эффективность снизилась, 22% считают, что стали работать лучше, а для 52% ничего не изменилось.

«У удаленной работы есть свои плюсы: к видеоконференциям и обучению могут присоединяться коллеги из самых разных регионов, что ранее было бы невозможно из-за стоимости логистики. Открылись перспективы к приему на работу людей с ограниченными возможностями, которым очень сложно посещать офис каждый день. Сейчас такие сотрудники активнее интегрируются в рынок труда, – считает Татьяна Кожевникова. – Если компания закрыла офис и перевела всех сотрудников на удаленную работу, то снижение расходов, конечно, будет заметно. В нашем случае все офисы банка функционируют, и сотрудники могут в них приходить в случае необходимости на совещания со своими коллегами. «Удаленка» не увеличила расходы банка. Они снизились, но не существенно».

Алексей Дешпет уверен, что все дело в мотивации и изначальной настройке сотрудника на трудовую деятельность. «Лоботряса ведь ничем не замотивируешь. Должна быть внутренняя мотивация, которая дает четкое представление о поставленных целях и задачах, установленных дедлайнах, той ответственности, которую несет каждый сотрудник компании для блага этой компании и, соответственно, собственного блага. Убытки организации никак не поспособствуют повышению зарплат и карьерному росту. Так вот, как раз люди, обладающие личной мотивацией, наиболее полезные сотрудники как в формате удаленной работы, так и в офисе. Внешняя мотивация, такая как руководитель, контролер, коллеги, тоже имеет место быть. Но эти факторы должны восприниматься человеком как «дополнительные», а не основные. Повторяю: человек, заточенный на работу «от звонка до звонка» без понимания важности рационального использования ресурсов рабочего времени, не может быть эффективен ни в офисе, ни на дистанционной работе», – поясняет Дешпет.

Алексей Комиссаров, предприниматель, основатель DVIGA и GreenSun Technologies, уверен, что нормальный работодатель просто обязан разобраться в причинах «падения эффективности» удаленного работника и при возможности оказать ему помощь:

«Если сотрудник для меня представляет определенную ценность, но я вижу, что в силу определенных обстоятельств, перейдя на «удаленку», эффективность его снижается, я в первую очередь постараюсь разобраться в причинах, чтобы устранить следствия. Потому что отлично понимаю: проще адаптировать этого конкретного сотрудника, который доказал своей работой, что приносит пользу компании, нежели брать другого и, собственно, тоже его адаптировать, обучать, вводить в курс с самого начала. Важно разобраться – симулирует ли человек проблемы или таковые действительно присутствуют?

Одним сотрудникам мы можем оплатить психолога, другим – обеспечить практичные элементы комфорта для работы (приобрести за счет компании офисное кресло или предоставить ему ноутбук). У всех все индивидуально. Однако в таких взаимоотношениях с коллективом важно не переступить тонкую грань субординации. Чтобы человек не воспринял действия работодателя как некую «зависимость от своей персоны» и на следующем этапе не попросил, например, «отдельную квартиру для работы». Во всем должен быть баланс и здравомыслие».

Алексей Комиссаров абсолютно уверен, что успешное ведение бизнеса никак не связано с наличием офиса как такового. Коллектив, работающий офлайн от «звонка до звонка», в большинстве случаев не может стать залогом успеха компании.

«Ключевой момент – коммуникативные навыки коллектива. Безусловно, имеет место быть ряд взаимосвязанных факторов. С одной стороны, существует психотип клиентов, которым важно по старинке присутствовать в офисе, чтобы лично убедиться в «солидности» организации, побеседовать с сотрудником, «пощупать» товар. Это их принципиальная позиция, некий «пунктик» в части принятия решения о сотрудничестве, – считает основатель DVIGA и GreenSun Technologies. – Такие клиенты концентрируются, как правило, в небольших городах, таких как Владивосток. Здесь все расположено в шаговой доступности, и для человека не составит труда переместиться из точки «А» в точку «Б» без особых потерь во времени.

Но, на мой субъективный взгляд, подобный подход – это позавчерашний век. Ряд моих партнеров не имеют офисов в России и при этом располагают офисами в Нью-Йорке. И это не мешает, а, напротив, помогает им зарабатывать деньги в валюте, и в таких объемах, какие многим бизнесменам и не снились. Я уверен, что об эффективности работы сотрудников рациональнее судить не по количеству проведенного ими времени на рабочем месте, а исходя из цифр прибыли, которую они приносят. Можно набрать тунеядцев, посадить их в офис и ждать отдачи. На самом деле ключ успеха в правильно подобранной команде».

Марина Губарева: «Пожалуй, главный вопрос в дистанционной работе – это баланс личной жизни и работы, с личными целями, уверенностью в себе, личной системой эффективности и планированием. Нужно, чтобы человек умел работать со временем и организовать себя. Разумеется, есть люди с высокой степенью осознанности, которые нутром умеют выстроить нужную гармонию, как правило, это руководители разных уровней, а есть работники, которых и на рабочем месте в офисе приходится контролировать, что уж говорить, если они оказываются дома, вне поля зрения работодателя».

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ