Ставки акцизов на бензины, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2022 г. планово повышены на 4%, согласно нововведениям в Налоговом кодексе. Из-за этого стоит ждать сильного роста цены топлива в опте, считает руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая.
Цена в опте увеличится не только из-за роста акцизов, но и из-за снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Наиболее существенное влияние на оптовые цены топлива окажет корректировка формулы расчета демпфирующих надбавок, а именно – будут повышены так называемые базовые цены внутреннего рынка.
«Отпускная цена НПЗ на Аи-92 может составить в январе 2022 г. примерно 54,5 тыс. руб. за тонну (с НДС), что на 10,5% превышает значение отпускных цен НПЗ на продукт по состоянию на 23 декабря 2021 г.», – отметила Лишневецкая.
Что касается розничных цен на бензин, то Аи-92 в январе 2022 г. вряд ли сможет прибавить более 0,3% относительно уровня 23 декабря, считает она.
«При таком росте оптовых цен следует ожидать существенного снижения маржинальности мелкооптовой и розничной торговли Аи-92. Если считать эти 0,3% пределом роста розничных цен, то суммарная маржа мелкооптовой и розничной торговли Аи-92 снизится с текущего (на 23 декабря) уровня в 5 700 рублей за тонну до 900 руб. за тонну», – добавила она.
Таким образом, реализация продукта в розницу может приносить владельцам АЗС убытки в размере 1,3 руб. с каждого проданного литра, полагает эксперт.
Согласно нововведениям, с 1 января акциз на бензин класса «Евро 5» вырос до 13,793 тыс. руб. за тонну с 13,262 тыс. руб., на дизель – до 9,556 тыс. руб. за тонну с 9,188 тыс. руб.
Решение о поэтапном повышении акцизов в РФ в течение нескольких лет было принято еще в 2018 г., но вскоре было заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин роста цен на бензин и дизтопливо. С 2019 г. для сглаживания колебаний стоимости топлива на внутреннем рынке заработал механизм демпфера, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Это позволило правительству вернуться к идее поэтапного роста акцизов.
Средства от взимания акцизов на моторное топливо и масла направляются на дорожное строительство, в том числе на строительство мостов и путепроводов.