Коренной клинчанин Михаил Захаров когда-то связал свою судьбу с туризмом. Но он и представить не мог, что, однажды окунувшись в санаторно-курортную тему, останется там и по сей день. Более того, станет развивать здравницу, и где – в Шмаковке.
– Михаил Александрович, когда впервые посетили санаторий им. 50-летия Октября Банка России, оглядевшись и осознав, где находитесь, приехали бы сами сюда отдыхать?
– Ну вы, конечно (смеется)… Санаторий им. 50-летия Октября – одно из тех немногих мест в индустрии гостеприимства на Дальнем Востоке, которое изначально было заточено под предоставление качественных услуг. То есть строился в советские годы для сотрудников ЦК КПСС по проекту, аналогичному одному из заграничных отелей. Архитектура здания такова, что все услуги, за исключением проката, можно было получить, не выходя из здания. И даже сейчас санаторий имеет современный уровень. Например, есть лифты для обслуживающего персонала, чем не могут похвастать даже некоторые сетевые отели в России. Большой спектр услуг на самые разные потребности гостей. Поэтому, да, впервые оказавшись тут, я бы остался и отдохнул.
– Мало кто знает, что санаторий им. 50-летия Октября открыт для всех. Почему?
– К сожалению, пока действительно так. Мы привыкаем к новой стратегии, и в этом плане нам приходится учиться маркетингу, привлечению посетителей, так сказать, «извне». Пока работает «сарафанное радио», и, надо сказать, данный инструмент себя оправдывает. Кроме того, мы делаем все для того, чтобы повысить и держать на высоком уровне такой показатель, как сервис.
– Санатории – это же про медицину, здоровье. А для проведения подобного обследования нужна хорошая медицинская база…
– Вы правы. Мы следим, чтобы весь наш инвентарь, как немедицинский, так и медицинский, был в отличном состоянии. Наш санаторий, не побоюсь этого слова, оснащен по последнему слову техники. Например, приобретен лазерный облучатель крови, он, в частности, входит в программу по реабилитации после ковида, что на сегодняшний день очень актуально. Есть также спелеокомната, спа-капсулы; услуга гастроскопии проводится на современном эндоскопе и многое другое.
– Как это сказывается на стоимости услуг? Ведь не секрет, что многие недовольны тем, что в Приморье, в частности, отдых обходится минимум в такую же сумму, что в том же Таиланде.
– Не буду судить о Таиланде, поскольку санаторно-курортный туризм все-таки не про эту страну. Если вы говорите про базы отдыха в Приморье, то условно за сумму от 2 тыс. руб. в сутки у нас можно получить комплекс услуг: номер, трехразовое питание, бассейн, прокат, показ кинофильмов, бильярд. Большой спортивный зал, в котором можете зимой поиграть в бадминтон, волейбол. Летом же в распоряжении гостей открытые площадки, несколько теннисных кортов, мини-футбольное поле, баскетбольная площадка, площадка для пляжного волейбола.
Что касается детей. Для них есть детская игровая комната с воспитателем и интересными мастер-классами. То есть родители могут спокойно отдыхать, пока их чадо занимается полезным делом (смеется). По другим программам стоимость начинается от 3 тыс. руб. в сутки.
Ну и про цены… Мне есть с чем сравнить. Недавно сам отдыхал на одной из приморских баз, и то, что там предоставляют за 4–5 тыс. руб. в сутки, с нашим санаторием даже сравнивать нельзя.
– Вы говорите о том, что санаторий стал популярным. Как вам кажется, нет ли тут, как ни странно, заслуги коронавирусных ограничений: все-таки многие остаются на Родине и даже уже не помышляют о Таиланде?
– Возможно, но если бы мы не поддерживали инфраструктуру и сервис на высоком уровне, вряд ли к нам возвращались бы. А тех гостей, что возвращаются, очень много. Более того, они приезжают с друзьями, родственниками…
– Но ограничения все равно должны сказываться, не каждый же готов делать прививку от коронавируса.
– Давайте говорить откровенно – коронавирус с нами надолго. Если вы не хотите сидеть в четырех стенах, будете искать варианты. А какие они? Да, сейчас открываются авиасообщения с разными странами, в том числе с Таиландом, Вьетнамом и прочими. Но где гарантия, что не получится ситуация, когда вы купите путевку туда за месяц, а за две недели до часа «Х» все изменится? Самый гарантированный вариант сегодня и в последующие месяцы, как ни крути, – это отдыхать в России. При этом не обязательно рассматривать Сочи, Крым. Почему? Просто уверен, что большинство жителей Приморья не были в Шмаковке, да и в других районах Приморья, если уж откровенно говорить. Отдыхать можно качественно, с комфортом и не обязательно возле моря. Другое дело, что привычки приходится менять. Но почему бы и нет? Не попробовав, никогда не узнаешь.
– Санаторно-курортная отрасль неоднородна, консервативна и со стороны производит впечатление медленно развивающейся и не очень конкурентоспособной на мировом уровне. При этом гостиничная индустрия в России за последние годы изменилась принципиально, особенно в крупных городах. Ваше мнение?
– Санаторно-курортная отрасль отстает от индустрии гостеприимства именно в сознании гостей. Те санатории, которые сильно отставали от реалий нового времени, или закрылись, или были проданы. Но большинство тех, кто восстал, как птица феникс, и остался на рынке, подтягиваются к современным тенденциям.
Однако в сознании людей, действительно, с советских времен укрепилась мысль, что санаторий – это «бабушкина история». Многие до сих пор искренне полагают, что санаторий – это формат пенсионеров, и отдыхают тут одни престарелые люди, которые будут вести разговоры про плохое здоровье и развлекать себя частушками. А сервис в санаториях – на полном нуле. Доходит до того, что гости, приезжая к нам в первый раз, берут с собой кипятильник, тапочки и зубную щетку. Но у нас есть все необходимое для отдыха, включая предметы гостеприимства, тапочки, халаты, фены и другое. Какие-то санатории, конечно, отстают по качеству сервиса, но такие, как наш, могут поспорить и с хорошими отельными сетями. Я об этом смело заявляю, потому что в прошлом году мы вошли в топ-5 здравниц, по версии Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья.
– На обывательский взгляд, санатории подходят для размещения в них больных/медперсонала, если количество заболевших в крае будет расти. А что в действительности – есть у вас необходимая минимальная инфраструктура для этого? Обращались к вам власти с подобными стресс-тестами или запросами – принять больных/врачей при обострении пандемии? Насколько идея размещать больных в пансионатах и санаториях в целом жизнеспособна в условиях распространения «омикрона»?
– Нет, таких обращений не было, и думаю, что это не совсем верный формат. На протяжении значительного периода 2020 г. мы были закрыты, сотрудниками поддерживались только основные функции санатория, но никого на территории не размещали.
Но если говорить о безопасности, то на сегодняшний день 99,5% сотрудников санатория привиты, за исключением тех, кто имеет медотводы. Своих сотрудников мы тестируем каждые две недели. Гостей принимаем исключительно со справками, ПЦР-тестами и сертификатами о прививках. Кроме того, прежде чем наш гость попадает на общую территорию, мы проводим собственный 15-минутный экспресс-тест, чтобы убедиться в отрицательном результате. Если тест будет положительный, то мы готовы определить человека в специальный обсерватор – помещение, изолированное от остального номерного фонда.
По всему зданию здравницы расположено огромное количество дезаров – приборов для обеззараживания воздуха ультрафиолетом. Весь наш персонал ходит в масках. Гостям предоставляем маски из расчета смены каждые три часа. В обязательном порядке проводим термометрию как сотрудников, так и гостей, при входе в столовую. То есть если говорить о рисках заражения коронавирусом, то в нашем санатории они минимизированы.
– Одна из самых острых проблем для индустрии гостеприимства – кадры. Как с этим у вас? Кого не хватает больше – линейного персонала, медперсонала или управленцев?
– Кадры, точнее, их дефицит – это «боль» всех санаториев, расположенных в Шмаковке. Мы, например, долго искали восьмого массажиста, но нашли, слава богу. Вообще те, кто приходит к нам, уже не стремятся уйти на сторону. У нас созданы все условия для работы.
Если говорить о поисках кадров, то выходим на Еврейскую автономную область, Хабаровск. Проще пригласить сотрудника из региона, удаленного от нас на 1000 км, чем из центральной России. Хотя, конечно, в московском регионе квалифицированных кадров несравнимо больше, но на переезд в Шмаковку готовы далеко не все.