Согласно проекту постановления правительства, разработанному Минтрансом, возврат каждого судна и двигателя иностранному лизингодателю должен быть одобрен правкомиссией по импортозамещению. Без такого разрешения перевозчик сможет продолжить использовать технику до окончания срока лизингового контракта, оплачивая его в рублях.
Фактически власти берут на себя ответственность за удержание импортных самолетов в России против воли их владельцев, снимая ее с авиаперевозчиков. И на Западе уже царит паника. До сих пор арендодатели вернули себе только 24 из более чем 500 арендованных самолетов Airbus и Boeing в стране, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники в отрасли.
В общей сложности российские авиакомпании арендуют почти 780 самолетов, в том числе 515 из-за рубежа, пишет Reuters. Авиакомпании и страховщиков ждет десятилетие судебных разбирательств, предсказывают западные эксперты.
Западные лизингодатели пытаются перепродать самолеты, летающие в России, на Восток, но безуспешно. «Кто-то предложил продать мне семь грузовых судов, а два других международных арендодателя спросили, не хочу ли я купить весь их российский портфель», – говорит китайский лизингодатель, добавив, что предложение было отклонено.
Если самолеты лизингодателей останутся в России, авиакомпании их «каннибализируют», то есть возьмут запчасти для использования на других самолетах, которые в настоящее время эксплуатируются, опасаются на Западе. Перевозчики могут прибегнуть к этой стратегии из-за санкций, запрещающих Boeing и Airbus отправлять запасные части в страну. Т. е. альтернативных вариантов у них фактически нет.