В России устроили проводы «Макдоналдсу»: очереди в ресторанах и столпотворение машин перед «МакАвто». Сможет ли приморский бизнес занять опустевшую нишу?
На прошлой неделе во Владивостоке перестали работать рестораны «короля фастфуда». По словам финансового директора McDonald’s Кевина Озана, каждый месяц компании придется раскошеливаться на 50 млн долларов. Средства в том числе будут идти на зарплату более 60 тыс. сотрудников (выплату сеть фастфуда обещает сохранить, несмотря ни на что) и на аренду производственных объектов.
После приостановки деятельности McDonald’s политики сделали ряд громких заявлений, предложив открыть на месте этих ресторанов новые – российские. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин заметил, что сейчас «Макдоналдс» живет на 100% на российском сырье и это поможет открыть на его месте условную сеть «У дяди Вани».
Организация «Общественная потребительская инициатива», в свою очередь, включила «Макдоналдс» в перечень из 59 компаний, которые могут быть в перспективе национализированы.
От слов к делу перешел мэр Москвы Сергей Собянин, который на встрече с руководителями предприятий торговли и услуг столицы заявил, что отечественные сети могут заменить «Макдоналдс» за полгода или год, и предложил конкретные меры.
«Переговорили с целым рядом предприятий, которые работают в этой отрасли, и видим, что в течение полугода, максимум года всю эту сеть можно спокойно заместить нашими отечественными предприятиями, – заявил он. – Тем более что сами продукты питания поставляются на 99% российскими поставщиками».
По его словам, власти попросят вновь открывающиеся предприятия максимально задействовать кадровый потенциал, который сейчас работает в McDonald’s. Собянин заявил, что аналогичным образом поступать будут и с другими аналогичными предприятиями, которые пытаются приостановить свою деятельность.
«Кроме того, выделим 500 млн рублей на льготное кредитование проектов по созданию отечественных сетей быстрого питания – эта мера призвана заполнить нишу, которую освобождают зарубежные сети», – заявил мэр.
Всеобщую «бургеризацию» не поддерживают приморские рестораторы. Например, Павел Куксов (Moloko&Med, Umami Ramen Club, «Пекарня Мишеля») считает, что создание отечественного аналога McDonald’s – задача трудновыполнимая и экономически нецелесообразная.
Павел Куксов: «Заявления о том, что можно создать нечто типа международной сети фастфуда «по щелчку», проинвестировов 500–700 млн руб., – это чистый популизм или простое невладение вопросом. Потому что открытие одного ресторана даже до того, как упал курс рубля, стоило минимум 100 млн руб. Сейчас, с действующим курсом, это обойдется в 150–200 млн руб., и заявленных 500 млн в лучшем случае хватит на три ресторана. Но самое главное – система производства, менеджмента, управления качеством и прочими операционными процессами, которыми в принципе никто не владеет в России, а скопировать их так просто не получится. Потому что эти системы разрабатывались десятилетиями, обучение сотрудников занимает годы. Даже если очень захотеть, пригласить команду иностранных специалистов и 10 лет потратить, чтобы создать что-то подобное, с большой долей вероятности мы не повторим успех McDonald’s. В мире несколько сотен сетей, которые копируют международных фастфуд-гигантов, но успешных из них – единицы».
Собеседник отмечает, что McDonald’s использует передовые фуд-технологии, чтобы реализовать концепцию «быстро, дешево и качественно». Современные ИТ-решения для ресторанной индустрии, высокотехнологичное оборудование, компетенции квалифицированных специалистов позволяют держать низкие цены и работать в прибыль. Причем, по словам Куксова, таких ресторанов должны быть сотни, чтобы получить экономический эффект.
«Да и в целом, если бы в этом был экономический смысл, такая сеть давно появилась бы в России без какой-то государственной помощи. Однако сейчас, я думаю, освободившаяся ниша может заинтересовать другие подобные международные бренды, которых немало за рубежом, но которые до этого не рассматривали российский рынок», – утверждает Куксов.
Управляющий сетью кафе «Пекарня Мишеля» Даниил Фомин полагает, что нецелесообразно создавать еще одну сеть ресторанов быстрого питания федерального значения и вливать в нее многомиллионные государственные инвестиции, тем самым лишая доходов кафе и рестораны в регионах.
Даниил Фомин: «McDonald’s создавали на протяжении 80 лет. Это бренд, который работает сам на себя. Сеть-ноунейм не составит ему достойной конкуренции в обозримом будущем, сколько средств ни вливай в нее из государственного бюджета. Возможно, если за такой проект возьмется федеральный игрок уровня Novikov Group, у него и получится что-то интересное. На мой взгляд, целесообразнее вложить эти средства в развитие сельского хозяйства».
Однако региональные игроки рады уходу McDonald’s, утверждая, что любой кризис – это время возможностей, и работающие на рынке компании будут оттягивать на себя клиентов McDonald’s. Человек, который ходил в эту сеть, найдет место, где сможет есть бургеры. А дальше все зависит от покупательной способности населения.
Андрей Веретенников, представляющий Федерацию рестораторов и отельеров России в Хабаровском крае, замечает, что для региональных предприятий уход международных конкурентов стал бы глотком свежего воздуха: «Если международные сети продают котлеты со сроком годности до двух месяцев и булочки, которые не черствеют, местные заведения себе такого позволить не могут и реализуют более натуральную продукцию. Кроме того, согласно мониторингу ФриО в Хабаровске, по ряду локаций фастфуд-гиганты уступают местным ресторанам количеством посетителей. При этом сегмент заведений быстрого питания перенасыщен для города с населением чуть больше 600 тыс. человек.
Еще острее конкуренция во Владивостоке, который также не является миллионником и где сегодня насчитывается 738 объектов общественного питания на 37 тыс. посадочных мест. Обеспеченность населения посадочными местами в открытой сети составила 59 посадочных мест на одну тысячу жителей при общероссийской норме 28 посадочных мест на 1 тыс. жителей. За январь – август 2021 г. оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) увеличился в 2,6 раза и составил 1,8 млрд руб.».
Главный вопрос – смогут ли местные «бургерные» держать низкие цены, как в McDonald’s. Индивидуальный предприниматель Александр Усенко (фабрика-кухня «Усенко») считает, что в связи с неблагоприятными экономическими прогнозами отрасли придется туго: «Почти никто из известных мне предприятий общественного питания во Владивостоке не работает на отечественном оборудовании. Цены поднялись на 30–40%, и это еще более серьезное испытание для отрасли, чем в 2014 г., когда упал курс рубля и многие начали искать более дешевые аналоги. Например, наша компания использует испанское, немецкое и итальянское оборудование. К сожалению, как показал опыт, отечественный производитель здесь не выдерживает никакого сравнения. В порядке эксперимента мы приобрели два российских котла и посудомоечную машину. Год оборудование работало, а потом каждый месяц пришлось делать ремонт, потому что это лишь на первый взгляд кажется, что у российского аналога и панель тоже сенсорная, и сталь нержавеющая. Потом выясняется, что микросхема самая дешевая, есть детали, которые нельзя мочить, и так далее. Соответственно, высокотехнологичное производство уровня McDonald’s потребует колоссальных инвестиций».