РСПП предлагает отложить переход на единый тариф для уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС – по крайней мере на один год, до 2024 г.
Переход на единый тариф с 2023 г. был предложен Минтрудом в качестве элемента реформы объединения двух из трех внебюджетных фондов – по замыслу ведомства, к 1 января 2023 г. ПФР и ФСС должны стать единой структурой с новым организационно-правовым статусом «внебюджетный фонд».
Одновременно с этим ведомство также предложило унифицировать ряд положений текущей тарифной политики ПФР и ФСС. Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах годовой базы (1,565 млн руб.) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС – 2,9% при зарплате до 1,032 млн руб. в год и 0% сверх этой суммы.
По расчетам Минтруда, предоставленным членам рабочей группы, повышение тарифа коснется 12,9% работодателей и 9,6% работников, средняя сумма увеличения нагрузки за одного работника составит 1,2 тыс. руб. в год. Как считают в РСПП, «хотя сумма прироста совокупного объема страховых взносов относительно невелика – 13,7 млрд руб., сейчас не лучшее время повышать нагрузку на бизнес».
Ранее Минтруд подготовил законопроекты об объединении с 1 января 2023 г. ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России). Кроме того, планируется ввести единый тариф на страховые взносы.
Вопрос объединения трех внебюджетных социальных фондов был поднят в 2018 г. В декабре 2018 г. были даны поручения Минтруду и внебюджетным социальным фондам (ПФР, ФСС и Фонду обязательного медстрахования) внести концептуальные предложения по изменению правового статуса фондов. Изменить правовой статус всех трех организаций затруднительно, требуются варианты для обсуждения с объединениями профсоюзов и работодателей. Впоследствии от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС сильно отличаются от структур ПФР и ФСС.