Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла законопроект (№ 98359-8) о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций. KONKURENT.RU выделил несколько важных новелл.
Первое. Иностранные контейнеры, временно ввезенные в Россию, можно использовать во внутренних перевозках более одного раза.
Уход крупных морских линий создает риски дефицита контейнеров. Эксперты приводят цифры: на российских операторов приходится около 250 тыс. из 1,7 млн контейнеров, задействованных в России.
В полной мере нехватка контейнеров проявится с мая – после того, как Maersk и другие «отказники» вывезут большую часть своего оборудования. Дефицит простимулирует и существенное снижение импорта.
Законопроект предусматривает возможность многократного использования при внутрироссийских перевозках иностранных контейнеров, перевозимых водным транспортом в пределах срока временного ввоза, а также исключает избыточное требование о предоставлении отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту таких перевозок.
Второе – усиление контроля за участием иностранцев в судоходном сегменте.
Правительство утвердит перечень «стратегических» грузов. Если у компании, которая их перевозит, есть иностранный инвестор с долей 5–50%, ей придется уведомить об этом правительственную комиссию. Если более 50% – получить согласование на такой контроль либо снизить долю. Есть и другой вариант, на который указывают эксперты, – просто перерегистрировать компанию.
Третье – правительство сможет устанавливать специальный режим лизинга для судов, если лизингодатель попадает под санкции. Например, менять правообладателей по таким договорам, чтобы флот не арестовали. В России навигация ограничена по времени, и зимой – весной суда класса «река-море» работают на рынках Европы. Аналогичная норма после первого чтения была внесена в законопроект в отношении железнодорожных вагонов.
Четвертое – законопроектом облегчается работа автоперевозчиков. Так, на шесть месяцев на пограничных пунктах пропуска отменяется весогабаритный контроль при перевозке продовольствия и товаров первой необходимости. Спецразрешение потребуется в случае превышения массы машины или нагрузки на колесную ось более чем на 10% (раньше – на 2%).