Казалось бы, что в свете последних мировых событий коронавирус ушел на второй план. Однако вирус никуда не делся и по-прежнему представляет собой серьезную угрозу. О том, стоит ли ждать новой волны COVID-19 в 2022 году, расскажут эксперты компании ГЕМ
В конце марта ситуация с коронавирусом в России относительно стабилизировалась: средняя заболеваемость колеблется от 22 до 25 тысяч человек в день (что почти вдвое меньше, чем в середине марта). Можно говорить о том, что вызванная штаммом «омикрон» волна вируса пошла на спад. Причина этого заключается, в том числе в формировании коллективного иммунитета, о котором так активно говорили эксперты: значительная часть населения или привилась, или переболела. Поэтому заболеваемость постепенно снижается. Такой защиты может хватить примерно на 3-4 месяца.
Однако в Европе и Китае примерно в начале-середине марта наблюдался подъем заболеваемости, вызванный, в том числе новой мутацией коронавируса. С учетом того, что до России эти волны доходят примерно через месяц, стоит ожидать определенного роста заболеваемости в апреле. Так называемый штамм «стелс-омикрон» вызывает определенные опасения у экспертного сообщества, так как, по предварительным данным, его заразность примерно на 15-20% выше, чем у обычного «омикрона». Однако пока говорить о том, что распространение данного штамма приведет к более серьезным последствиям, несколько преждевременно. В Европе тем временем фиксируют возникновение нового штамма коронавируса – «дельта крон», который представляет собой своеобразный «гибрид» «дельты» и «омикрона». При соблюдении всех противоэпидемиологических мер (ношение масок, регулярная дезинфекция и, разумеется, вакцинация) этот период может пройти без существенных проблем. Бесспорно, в апреле или начале мая вероятен определенный рост заболеваемости, однако вряд ли это продлится долго. К тому же ближе к лету распространение респираторных вирусов тормозится естественными процессами: становится теплее, суше, больше ультрафиолета, и в таких условиях им гораздо сложнее выжить.
Если смотреть в более долгосрочную перспективу (хотя бы на полгода-год), то через некоторое время вполне возможно формирование так называемых остаточных волн. Они будут подниматься раз в три-четыре месяца под влиянием ряда факторов (например, массовые поездки в отпуска в южные регионы в страны в июле-августе или возвращение учащихся в крупные города в сентябре). Однако с каждой новой волной амплитуда будет все меньше, и рано или поздно они сойдут на нет, если, конечно, не появятся очередные мутации штамма с повышенной заразностью и тяжелыми последствиями. Разумеется, многое будет зависеть от того, насколько ответственно граждане подойдут к своему здоровью. Своевременная ревакцинация, регулярная дезинфекция и периодические тестирования (при возникновении симптомов) позволят избежать существенного роста числа заболевших.