Пищевую промышленность в ближайшее время может накрыть волна дефицита компонентов, необходимых в производстве продукции по самым разным направлениям – от рыбных консервов до хлебобулочных и кондитерских изделий, пишет деловой еженедельник «Конкурент».
Крупнейший поставщик пальмового масла в мире Индонезия с 28 апреля остановил экспорт пальмового масла из-за дефицита и роста цен. Запрет ввели до тех пор, пока ситуация на внутреннем рынке не стабилизируется.
Годовой объем ввоза пальмового масла в Россию доходил до миллиона тонн, и большая часть его как раз поставлялась из Индонезии. В целом вот уже много лет кряду «пальма» занимала второе место после подсолнечного по объемам потребления в стране. Спрос на пальмовое масло объясняется низкой себестоимостью – оно на 40% дешевле по сравнению с другими растительными маслами.
Александр Фейгин, директор Приморского центра сертификации: «Поэтому, когда появилась возможность, многие с радостью перешли на пальмовое масло. Особенно изготовители кондитерских изделий. Это не удивительно. С «пальмой» продукт получается более воздушный и дольше хранится».
СПРАВКА «К». Пальмовое масло – растительное масло, получаемое из мякоти плодов масличной пальмы. Его производят в основном в Малайзии и Индонезии. Небольшое количество также производится в Колумбии, Нигерии и Таиланде. Пальмовое масло используется во всех сферах: от пищевой промышленности и косметики до чистящих средств и биотоплива. В 2021 г. объем российского импорта пальмового масла составил более $1,2 млрд.
Раньше пальмовое масло в производстве использовали крайне редко, в основном обходились отечественными маслами – подсолнечным, соевым, кукурузным, а также маргарином, созданным на их основе. Сейчас, когда массовые поставки «пальмы» могут прекратиться, эксперты прогнозируют возврат к маргарину.
Александр Беккер, генеральный директор ООО «Сфера Менеджмент» (управляющая компания ООО «Примкон»): «Пальмовое масло – это удобный и традиционный продукт для «кондитерки». Но в случае наложения на «пальму» эмбарго кондитеры заменят его маргарином. Как говорится, нет худа без добра: все перейдут на натуральные компоненты и перестанут наконец травить население».
С популяризацией пальмового масла в России спрос на маргарин упал, и предприятия выпускают его в ограниченных количествах. Поэтому, уверен Александр Фейгин, быстро заместить «пальму» не получится: «Но главное – начнется эпоха подъема отечественной масложировой промышленности».
Однако без последствий все равно не обойтись. Кондитерские изделия могут подорожать. «И переход на маргарин будет здесь не ключевым фактором. Кондитерские изделия, скорее, вырастут в цене из-за роста цен на муку. Но сегодня дорожает все. Не факт, что, останься пальмовое масло в массовом производстве, цены бы на конечный продукт не выросли», – указал Фейгин.
Не менее серьезной проблемой может обернуться дефицит пищевых фосфатов, который возник из-за санкций. Доля импорта в этом сегменте составляет примерно 95%, по данным маркетингового агентства ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова. Ключевыми поставщиками Е 339, Е 340, Е 341, Е 342, Е 343, Е 450, Е 451, Е 452 и Е 541 являются Германия (40%), Китай (31%) и Бельгия (10%).
Так называемые «ешки» выполняют функции регуляторов кислотности, эмульгаторов, стабилизаторов, разрыхлителей, обладают влагоудерживающими свойствами и являются незаменимыми компонентами в пищевой промышленности. Наиболее востребованы они у производителей напитков (28% от всех поставок), молочной (26%) и хлебобулочной (25%) продукции, в меньших объемах они поставляются на предприятия мясоперерабатывающей (11%), рыбоперерабатывающей (2%) и кондитерской (7%) сферы, утверждают в том же маркетинговом агентстве ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова.
Впрочем, приморские производители, к которым обращался корр. «К» за комментариями, отказались опровергать или подтверждать заключение маркетологов. Некоторые и вовсе открестились от пищевых фосфатов. Павел Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Мы не применяем пищевые фосфаты. Наша продукция производится на основе натуральных заквасок и натурального сырья: стараемся наращивать объемы производства и скупаем сырье, в первую очередь молоко, у местных фермеров. Более того, сегодня молока, готового к реализации у приморских сельскохозяйственных производителей, становится даже больше, чем мы могли бы купить в целях производства продукции. Поэтому возможность использовать качественное сырье, натуральные ингредиенты, масла, природные безопасные стабилизаторы – есть».
Александр Фейгин пояснил, что сегодня, в условиях возникновения дефицита данных компонентов, которые поставлялись в Россию из-за границы, предприятия будут переходить на аналоги, которых существует огромное количество: «Множество веществ обладают свойствами, подобными пищевым фосфатам, и не думаю, что производителям составит большого труда найти им замену. Вопрос в том, как быстро все это организовать. Необходимо будет проработать другую логистику, адаптировать производства с учетом применения несколько новых технологий, связанных с использованием других веществ. Но усложнение и удорожание логистики отразится на себестоимости производства и, соответственно, на цене конечного продукта».