2022-05-26T11:04:44+10:00 2022-05-26T11:04:44+10:00

Охота к инвестициям: стоит ли играть на фондовых рынках Азии?

фото pixabay.com |  Охота к инвестициям: стоит ли играть на фондовых рынках Азии?
фото pixabay.com

Западные санкции затруднили взаимодействие российского рынка с наиболее крупными и значимыми рынками ценных бумаг и нарушили цепочки взаимодействия с зарубежными депозитариями. Российские инвесторы, игравшие в фондовый рынок, получили блокировку большей части того, что считали своими активами без понятных перспектив. В этих условиях отечественные биржи и российские брокеры всерьез изучают возможность переориентации на азиатские фондовые рынки, пишет деловой еженедельник «Конкурент».

Как было

Главной площадкой по торговле иностранными акциями в России долгое время была СПБ Биржа – торги зарубежными бумагами там начались в 2014 г., а с 2017 г. на бирже доступны все акции из S&P 500 – они торгуются за валюту. С 2020 г. иностранные бумаги также торгуются через Московскую биржу в рублях, а с 2021-го – с расчетами в иностранной валюте.

По итогам 2021 г., на СПБ Бирже лидерами по объему торгов среди зарубежных бумаг были Tesla (10,03%), Virgin Galactic (8,84%), Alibaba (4,13%), Moderna (3,78%), Apple (3,25%). За 2021 г. объем торгов иностранными инструментами вырос на 135%, до $393 млрд. На Мосбирже в 2021 г., по данным торговой площадки, доля иностранных акций в объеме торгов составляла 2%. Общий объем торгов и по иностранным, и по российским акциям составил 29,9 трлн руб.

По оценке Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), в 2021 г. развитие сегмента иностранных ценных бумаг увеличило ликвидность фондового рынка в целом, значительная часть денег частных инвесторов перетекла на рынок «из-под матрасов» и превратилась в работающий инструмент. Но по итогам текущего февраля объем торгов иностранными ценными бумагами на СПБ Бирже снизился на 13,5% по сравнению с январем, до $25,6 млрд в марте объем упал на 76,94% по сравнению с февралем, до $5,9 млрд. Это во многом объясняется нестабильным режимом проведения торгов на площадке – торги в основном начинались вечером, в отдельные дни не проводились совсем.

На Мосбирже последний день торгов зарубежными акциями (не считая акций тех компаний, которые фактически ведут свою деятельность в России, но эмитенты зарегистрированы за границей, как «Яндекс» или TCS Group) прошли 25 февраля – сейчас по этим бумагам доступны операции только в режиме переговорных сделок (с отложенной датой исполнения и без предварительного депонирования средств, доступны только професcиональным участникам). Мосбиржа в конце марта объясняла, что основная причина, по которой торги не проводятся, – прекращение операций между Национальным расчетным депозитарием и европейскими депозитарно-клиринговыми организациями Euroclear и Clearstream, которые по иностранным бумагам являются депозитариями верхнего уровня. Одним из следствий прекращения взаимодействия между российским и европейскими депозитариями (операции со счетами НРД в Euroclear и Clearstream ограничены) стало то, что российские инвесторы не могут получить купонные доходы и дивиденды по иностранным бумагам. В результате за счет скопившихся «российских» платежей баланс Euroclear вырос на 23 млрд евро.

Как планируют

В условиях экономических ограничений главный вопрос: а будет ли в принципе возможность у российских инвесторов вкладываться в бумаги компаний из стран, которые присоединились к санкциям против России? Как выяснил «К», нестабильность не пугает российские биржи.

Так, Московская биржа запустила торги фьючерсом на юань с новыми параметрами и «вечными» фьючерсами на три валютные пары, включая «китайский юань – российский рубль». В пресс-службе Московской биржи рассказали, что планируется дальнейшее расширение линейки инструментов за счет новых юрисдикций, производных инструментов на различные бенчмарки глобального финансового и товарного рынков, а также новые классы активов.

«Процесс открытия брокерского счета у нас не менялся: брокеры и банки предоставляют возможность открытия счета в режиме онлайн в своих приложениях без необходимости посещения офисов. Начинать инвестировать можно с самых небольших сумм. Операции можно совершать уже через несколько минут после открытия счета в брокерском приложении. Для получения доступа к более сложным, нежели акции и облигации, инструментам, например фьючерсам, начинающему инвестору придется пройти тестирование, ответив на несколько вопросов. Функционал тестирования реализован в простой форме в брокерских приложениях или личных кабинетах клиентов», – пояснили в Мосбирже.

В свою очередь, СПБ Биржа своим приоритетом считает предоставление гонконгских торговых инструментов российским инвесторам. В то же время площадка получила статус Qualified Foreign Institutional Investor (QFII) в материковом Китае и планирует рассматривать и другие зарубежные биржи. «Мы ранее неоднократно заявляли, что смотрим в совершенно различные юрисдикции. Другое дело, что каждая юрисдикция предполагает достаточно серьезную работу с точки зрения оценки локального регулирования, наличия ограничений, особенностей налогового режима. Расширение числа площадок требует определенных усилий по изучению этих юрисдикций. Подчеркну, что в данной ситуации нашим приоритетом является Гонконг», – говорит гендиректор биржи Роман Горюнов.

Елена Беляева, аналитик «Фридом Финанс»: «Именно Гонконг, скорее всего, будет рассматриваться российскими компаниями для размещения депозитарных расписок. Надо сказать, что Гонконг обладает открытым рынком капитала и более привлекателен для международных компаний, чем биржи материкового Китая, но там есть одна проблема – запрещен вторичный листинг. Надо что-то придумывать».

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам», поясняет, что помимо Гонконгской биржи будет добавлен ряд и других азиатских бирж: «При этом линейная траектория развития биржевой индустрии в настоящее время нарушается рядом уникальных тенденций с долгосрочными последствиями для сектора и для будущего глобальных рынков капитала. Установленная гегемония американского NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), исторически жестко конкурирующих с Лондонской фондовой биржей, а также с несколькими другими крупными биржевыми группами, сталкивается со все более неопределенным будущим в условиях геополитических рисков и усиления региональных финансовых центов. Действительно, гонконгский рынок готов стать одним из нескольких бенефициаров изменений в ландшафте рынка капитала и, соответственно, индустрии фондовых бирж. Гонконг доступен только для квалифицированных инвесторов, расчеты производятся в гонконгских долларах. При торговле стоит учитывать порог входа в позицию, у большинства компаний есть минимальный лот 500–1000 HKD, поэтому для покупки одной бумаги потребуется около 10 000–50 000 HKD. По NYSE клиенты без ограничений могут проводить операции по покупке и продаже бумаг, зачисления дивидендов приходят без задержек».

Однако на Китае и Гонконге свет клином не сошелся, интерес для российского инвестора могут представлять и другие биржи – Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Таиланда, Малайзии и Сингапура.

Дмитрий Абросимов, эксперт по госзакупкам: «Бомбейская фондовая биржа вообще входит в топ-10 бирж по капитализации (как и три китайские биржи). Что касается практики, механизмы работы с иностранными биржами и депозитариями известны, хотя сложности интеграции присутствуют, но реализация фактических торгов требует только времени, ну и чтобы дружественные страны не присоединились к санкциям».

Опрошенные «К» эксперты уверены, что возможность инвестирования будет найдена, но она вряд ли будет такой уж комфортной. «Надо понимать, что многие вещи больше не будут такими, как раньше, – говорит Елена Беляева. – Ведь азиатские площадки – молодые и по капитализации намного уступают развитым рынкам. Кроме того, выбор инструментов там ограничен, ликвидности не хватает, и существует слабая прозрачность данных о компаниях. Так как нет жестких правил обязательного раскрытия информации. Поэтому вряд ли сейчас стоит говорить про переориентацию на них, скорее всего, речь идет о том, что «стоит попробовать». В том числе расчет даже идет и на Astana International Exchange. Правда, МФЦА в Казахстане еще очень молода (создана в 2018 г.), бумаг в листинге мало, капитализация незначительная, но в случае продолжения изоляции российского рынка она будет интересна российским эмитентам, так как там присутствуют и западные, и китайские фонды».

Дмитрий Абросимов: «В силу ряда особенностей китайского рынка ценных бумаг сейчас инвестирование в Китай – это, скорее, агрессивные инвестиции. Рисков пять. Первый – контроль государства над экономикой. То есть курс акций зависит не только от экономики, но и от политической воли властей. Можно вспомнить историю с давлением государства на Alibaba, из-за чего ее акции сильно потеряли в цене.

Второй – ограничения законодательства Китая в отношении иностранных инвесторов. Инвестировать в китайские компании напрямую нельзя, поэтому при покупке акций инвестор становится не прямым владельцем доли компании, а получает долю в офшорной компании-посреднике. Третий – непрозрачность отчетности китайских компаний. Компании часто меняют свою структуру и принципы работы, не уведомляя инвесторов.

Четвертый риск – конфликты Китая с США и Тайванем. Кризис в отношениях этих стран длится давно и может вылиться в активные действия, негативно влияющие на экономику страны. Ну и пятый – большой внутренний долг Китая. Он второй по величине после США. В случае неспособности уплатить долг возможны дефолты и кризисы, разумеется, интересы иностранных инвесторов в таком случае будут далеко не на первом месте».

Из-за этого китайский фондовый рынок приносит инвесторам очень низкие доходы. Согласно апрельским данным Morgan Stanley CapitalInternational (MSCI), китайские акции показали наихудшие результаты среди крупнейших фондовых рынков Азии и мира. С момента своего создания в декабре 1992 г. индекс MSCI China приносил только 1,06% в год, что значительно ниже доходности индекса MSCI для развивающихся рынков (6,91%) и флагманского глобального фондового индекса (8,25%). Еще хуже дела у индексного фонда MSCI Южная Корея управляющей компании iShares: за последний год он просел почти на 40% (см. график вложений одного читателя «К» в iShares MSCI South Korea ETF). 

Что будет на самом деле

Сегодня для торговли иностранными ценными бумагами эксперты рассматривают два основных способа: или через брокера РФ, имеющего дочернюю фирму под иностранной юрисдикцией и, соответственно, не попадающего под санкции в отношении России и российских компаний, или через иностранного брокера.

«Если в отношении данных брокеров не будут вводится санкции, если сами брокеры продолжат открывать счета и работать с россиянами, то вполне можно будет через них покупать акции компаний из «санкционных» стран. Однако проблемой будет открытие счета, так как большинство таких брокеров работают только на иностранных языках и чаще всего не практикуют удаленное открытие счета, то есть нужно будет выехать за границу. Ну и не все иностранные брокеры открывают счета россиянам, – рассуждает Дмитрий Абросимов. – Основные проблемы тут – создание инфраструктуры для торговли и слабая узнаваемость в России азиатских брендов и ценных бумаг. Я думаю, что сначала запустят на пробу несколько наиболее популярных китайских акций, затем будут постепенно добавлять еще акции и инструменты».

«России в ближайшее время нужно будет искать возможности и приспосабливаться к новой реальности, – говорит Елена Беляева. – Нужно внимательнее изучать иранский сценарий. После того как Иран был отрезан от всего финансового мира, иранские регуляторы смогли замотивировать население к инвестированию в акции, и на текущий момент в стране более 50% граждан владеют ценными бумагами иранских компаний. Для них это единственный вариант спасти накопления от инфляции. Динамика иранского индекса более чем позитивная. Возможно, российская ситуация также будет развиваться в этом направлении».

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ