2022-06-30T12:36:19+10:00 2022-06-30T12:36:19+10:00

Пробежный автобум. Россияне пересаживаются на праворульные машины из Японии

фото: пресс-служба FESCO |  Пробежный автобум. Россияне пересаживаются на праворульные машины из Японии
фото: пресс-служба FESCO

В марте, апреле и мае нынешнего года через Владивосток в Россию были ввезены 31 865 автомобилей – на 38% больше, чем за весну 2021 г., сообщает Владивостокская таможня. Это число также превышает общий результат российского авторынка за май: за последний весенний месяц в стране продали всего 24,2 тыс. новых легковых и коммерческих машин всех марок. Причина всплеска покупок б/у машин – разница в курсах валют из-за рекордного укрепления рубля. Цена на иномарки с пробегом снизилась, а санкции привели к смещению фокуса россиян на рынки Японии и Южной Кореи, пишет деловой еженедельник «Конкурент».

На каждый новый автомобиль сегодня продается почти шесть автомобилей с пробегом, рассказывает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»: «Чем хуже чувствует себя рынок новых авто, тем комфортнее рынку вторичному».

Ситуация в пользу б/у автомобилей начала складываться еще в конце февраля. Рынок авто опустел очень быстро: покупательская активность тогда вошла в стадию гиперактивности, никто особо не смотрел на состояние машины, на стоимость – покупали все и у всех: и у официальных дилеров, и даже на «Зеленом Углу», который в последние годы, казалось, будет стерт с карты Владивостока.

«Было даже так, что, пока человек добирался до точки продаж, за 20 минут цена могла вырасти на 10% от договоренной – и все равно машину покупали. Одновременно с этим рынок авто под заказ встал. Вся эта вакханалия продолжалась около недели», – говорит Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».

В первый месяц весны, когда курс иены начал падать, ситуация начала разворачиваться на 180 градусов: рынок авто на заказ начал восстанавливаться, а те машины, что были привезены на пике валют, зависли на складах.

Дмитрий Клатаевский: «С середины марта изредка стали появляться заказы. Для сравнения: в марте 2021 г. мы ввезли под заказ 70–80 машин, а в 2022-м – всего лишь три. Более определенная коррекция рынка началась в апреле, плавно трансформировавшись в безумный рост спроса. Число клиентов выросло кратно. На сегодняшний день, по сравнению с прошлый годом, рост покупательской активности составил не менее 70%. И если курс рубля продолжит укрепление, то авторынок вырастет минимум еще на 50%. Я бы сказал, что рынок подержанных авто сейчас не только восстанавливается, но развивается стремительными темпами после тотального февральского обрушения».

Массовый спрос на праворульные машины из Японии был спровоцирован падением курса иены к рублю, которая с февраля 2022 г. потеряла около 30%. Таможенные пошлины и затраты на транспортировку из Страны восходящего солнца в связи с падением евро к рублю тоже были не такими значительными. Благодаря чему, к примеру, Toyota Corolla с правым рулем можно было купить на 200 000–300 000 руб. дешевле, чем буквально несколько месяцев назад.

Дмитрий Омельченко, импортер подержанной техники из Японии и США: «Спрос на авто с пробегом увеличивается в геометрической прогрессии. Машины, ввезенные во Владивосток до понижения курса валют, сейчас продаются очень дорого. На все другие авто – цена доступная, я бы сказал, усредненная. Продажи новых автомобилей по всей России составляют всего около 30%, и то в основном речь идет о Москве и Московской области. Остальной рынок – это подержанные машины. И рост его продолжается».

Алексей Ткачук, старший аналитик «Авито Авто», уверяет, что авторынок стал рынком продавца. Именно продавец, а не покупатель превалирует на рынке объявлений. Причем в Приморье речь идет о предложениях от дилеров, в то время как в европейской части больше предложений от частных физических лиц. Как поясняет эксперт, ежедневная аудитория по объявлениям об авто с пробегом – более 200 тыс. человек. За год предложения от продавцов на сервисе выросли на 22%, а продажи авто с правым рулем – на 17%. «В мае средняя стоимость леворульного автомобиля составляла 950 тыс. руб., праворульный значительно дешевле – 672 тыс. руб», – говорит Ткачук.

Значительный спрос и на авто стоимостью от 1,5 млн руб., говорят опрошенные эксперты. По их словам, такую машину можно выгодно купить и продать, то есть неплохо заработать на разнице стоимости. И это несмотря на то, что сильно подорожал фрахт, а сроки поставки увеличились с двух недель до двух месяцев. Все потому, что ценовой диапазон стал более чем комфортным. Так, с февраля стоимость Toyota Land Cruiser Prado 2017–2019 гг. просела с 4 млн до 3,5 млн руб. Ярким примером является также Toyota Crown 2015–2019 гг., «подешевевшая» в среднем от 300 до 500 тыс. руб.

Еще один тренд – ввоз подержанных автомобилей европейских брендов из Кореи и Арабских Эмиратов. Дмитрий Клатаевский: «Так как из Японии привезти машину стоимостью свыше 6 млн иен невозможно, экспорт ограничен санкциями, то появились альтернативные рынки. И Корея – отличный вариант для людей, у которых есть деньги. Например, в России Mercedes-Benz G-класса стоит около 25–30 млн руб., а привоз такой же машины из Кореи обойдется в 11 млн».

Разница цены между европейскими автомобилями, привозимыми под заказ, и теми, что реализуют официальные дилеры, действительно может составлять несколько миллионов рублей, утверждают эксперты «Авито Авто». Все дело в расположении руля. «А так это все те же авто – «Форд», «Вольво», «Хонда», «Тойота», «БМВ», «Мерседес» – практически весь автопром. Причем проблем с запчастями на европейские машины нет, они в свободном доступе, а при отсутствии прямых продаж их легко заказать через автомагазины, как новые, так и более дешевые, бэушные», – рассказали в «Авито Авто».

Впрочем, как обычно, россияне сами себе могут испортить праздник. Безумный рост спроса уже привел к ажиотажу на некоторые модели на аукционах в Японии и как итог – к ценовым играм. Сергей Островский, руководитель компании ADNGROUP: «Авто, выставленное к примеру за 4,5 млн иен, при том градусе аукционных торгов, который присутствует сейчас на рынке, «уходит» за 5 млн».

Дмитрий Клатаевский: «При текущем колоссальном спросе, когда машина стоимостью в миллион иен превращается при конвертации валюты в 500 тыс. руб., рынок Японии разогревается самими россиянами. В конце марта – начале апреля, например, Nissan Note в отличной комплектации и с хорошим пробегом стоила на аукционе 800 тыс. иен, что приравнивалось почти к 800 тыс. руб.: сегодня же минимальная цена такого автомобиля 1,1 млн. Получается, мы сами себе подняли цену на 300 тыс. иен. При этом себестоимость привоза авто сейчас в три раза выше, чем была до февральских событий, – порты с потоком авто не справляются, вводятся разные надбавки, фрахт подорожал. Так что дешевые автомобили скоро могут исчезнуть».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ